Библиотека / Фантастика / Зарубежные Авторы / ЛМНОПР / Меррит Абрахам : " Абрахам Меррит " - читать онлайн

Сохранить .
Как говорит пословица: "дорога ложка к обеду". И нынешнее поколение тридцатилетних и старше советских людей оказалось в детстве обворованными -- мы не дополучили огромное количество первоклассных приключенческих романов, которые не только обладают острым, увлекательным сюжетом и множеством захватывающих дух похождений бесстрашных героев, не только поражают воображение, не только описывают чудесные и удивительные миры, но и учат юных читателей мужеству и благородству, будят их любознательность.
        Да, у нас в детстве были замечательные книги Г.Эмара и Г.Хаггарда, А.Дюма и Л.Буссенара, Д.Лондона и Р.Сабатини, Жюль Верна и Майн Рида, Р.Стивенсона и Ф.Купера. Но их все-таки было не так уж много, а если вести разговор о приключенческой фантастике, так, наверное, хватит пальцев на руках. И только в последние несколько лет к нам стали приходить произведения, которые мы недополучили в детстве. Опубликованы наконец романы признанных во всем мире мастеров фантастико-приключенческой литературы Эдгара Берроуза, Роберта Говарда, Эдмонтона Гамильтона и многих других писателей, которые шли по следам классиков жанра. Одним из таких классиков американской приключенческой фантастики по праву считается Абрахам Меррит (1884 -- 1943).
        Теоретически, можно сказать, что этот писатель в Советском Союзе известен -- в журнале "Мир приключений" за 1928 -- 29 годы опубликован роман "Металлический монстр" ("The Metal Monster") под названием "Живой металл" -- но где ж достать эти номера журнала, давно ставших раритетами? И только в 1990 году читатели могли познакомиться с романом "Гори, Ведьма, гори!" ("Burn, Witch, burn!"), опубликованным Кишиневским СП "ИКПА" под названием "Дьявольские куклы мадам Мэндилип", и мгновенно исчезнувшим с книжных прилавков. Роман "Лик в бездне" ("The Fase in The Abuss"), выходивший в США также под названием "Мать змей" ("The Shake Mother"), публикуется на русском языке впервые.

        Абрахам Меррит по профессии журналист, долгое время работал помощником редактора в журнале "Американский еженедельник" ("The American Weekly"). В 1937 году стал главным редактором журнала и работал на этом посту до самой смерти. Постоянной занятостью журналистикой и объясняется не слишком большое (по американским меркам) количество написанных им литературных произведений.
        Дебютировал Абрахам Меррит в 1917 году рассказом "Стеклянный дракон" ("Througn tne Dragon Glass") в журнале "All-Story Weekly". В 1918 году в этом же журнале выходит первая повесть Меррита "Лунный омут" ("The Moon Pool") и в следующем году ее продолжение "Покорение Лунного омута" ("The Conquest of the Moon Pool"), сразу же выпущенные книжным изданием.
        Сердцами американских читателей к тому времени прочно завладел Эдгар Берроуз, уже выпустивший по четыре романа двух своих знаменитых серий "Тарзана" и "Марсианского цикла". И неудивительно, что начинающий писатель, (но уже вполне зрелый человек) выбирает для себя ту же стихию научно-фантастического жанра -- бесстрашные благородные герои, дикие, малоисследованные уголки планеты, удивительные, загадочные цивилизации и фейерверк головокружительных приключений. Богатство фантазии и собственный стиль сразу привлекли к нему внимание читателей. Образованному начитанному журналисту не составляет особого труда создавать зримые образы неведомых технических чудес, не вдаваясь особо в научное их обоснование. В вышедшем в 1920 году романе "Металлический монстр" автор вновь описывает приключения полюбившегося читателям американского ботаника-путешественника Луиса Сорнтона.
        Однако уже в романе "Лик в бездне" (1923 год) автор обращается к жанру "фэнтэзи" (сказочная фантастика"), где чувствует себя не менее, и даже более уверенно, чем в научной фантастике. Этот романа, наравне со следующим произведением Абрахама Меррита, также написанного в жанре сказочной фантастики, "Корабль Иштер" ("The Ship of Ishtar", 1924 год) признаны лучшими романами писателя.
        В 1927 году Меррит публикует детективно-фантастический роман в стиле "horror" (ужасы) "Семь следов Сатаны" ("Seven Footprints to Satan"), по которому в 1929 году снят фильм "Сатана". В 1932 году выходит роман о потерянной расе "Жители миража" ("The Dwellers in the Mirage"). В 1932 году выходит также роман "Гори, ведьма, гори!", и в 1934 году его продолжение "Дрожи, призрак, дрожи!" ("Creep, Shadov, creep!"). Первая часть дилогии в 1936 году была экранизирована под названием "Дьявольские куклы" ("Devil Doll").
        Как пишет "Энциклопедия Научной Фантастики" изданная в США под редакцией Питера Николса, произведения Абрахама Меррита до сих пор остаются популярными и считаются классическими.
        Конечно, искушенный современный читатель неоднократно улыбнется над наивностью автора. После произведений А.Азимова, К.Саймака, Р.Хайнлайна, Г.Гаррисона и многих других современных фантастов чудеса описанные Абрахамом Мерритом не так впечатляют, как в тридцатые годы, но вряд ли и искушенный читатель сможет оторваться от его книг. Скучать на страницах романов Меррита не приходится. Признанный мастер приключенческой фантастики писатель отлично изучил законы развлекательной литературы и прекрасно умеет держать читателя в постоянном напряжении.
        В соответствии с этими законами Меррит не уделяет много внимания описанию своих героев и практически сразу же переходит к действию, которое почти всегда происходит в экзотических, неизвестных читателю, и поэтому таинственных и загадочных, уголках планеты -- будь то безлюдные горы Тибета, или неисследованные дороги Андийских Кордильер. Однако, образы героев отлично предстают в читательском воображении: по традициям жанра это благородные, и само собой подразумевается -- красивые, главные положительные персонажи. Или отрицательные -- и читатель их рисует в своем воображении соответственно, хотя ни слова об их облике не сказано. Так, о главном герое романа "Лик в бездне" Николасе Грейдоне читатель лишь в середине произведения узнает, что тот великолепно сложен. Так ведь читатель и так это уже прекрасно представляет -- а как же может быть иначе? И единственный штрих к внешности Грейдона, что он белокурый, так же указан лишь во втором томе. Но читателю некогда думать, как выглядят персонажи -- гораздо интереснее как они действуют, и что произойдет на следующей странице.
        Зато описанию удивительных и странных тайных стран и городов, писатель порой уделяет чересчур много внимания, чуть ли не злоупотребляет этим. Как например, в "Металлическом Монстре" слишком подробно, пожалуй, расписывается живой город из множества металлических существ, составляющих единый разум. Меррит может пятью строчками описать главную героиню и на страницу дать описание фантастического алого человека-паука, гибнущего под лапами доисторических динозавров. И в романах Меррита это смотрится абсолютно естественно и органично. Главного героя читатель должен отождествлять с собой -- чего автор и достигает, таким героям хочется быть, хотя бы в воображении. А вот необычные места, таинственные ущелья, чудом уцелевшие лабиринты и залы древних могучих цивилизаций или фантастических людей-ящеров и еще более фантастическую женщину-змею читатель должен увидеть. Зримо и подробно. И восхититься. Или ужаснуться -- как нужно в данный момент автору.
        И тем не менее герои Меррита -- живые люди, мужественные и благородные, но и сомневающиеся, мучающиеся, способные на слабости и на опрометчивые поступки. Они вызывают симпатию читателя и -- главное -- сопереживание.
        Свои фантастические, поражающие воображение полетом фантазии, миры писатель создает кропотливо и тщательно. Несмотря на всю свою фантастичность они описаны на удивление реалистично и убедительно. И иногда закрадывается мысль -- а может действительно спит в непроходимых горах Кордильер удивительная женщина-змея, надежно охраняемая невидимыми защитниками? Кто его знает, возможно где-то в Тибете и затерялась долина, усеянная металлическими мыслящими предметами?
        Хоть высокая литературная критика и не жалует своим вниманием приключенческие романы, а тем более приключенческо-фантастические, тем не менее миллионы людей на всей планете с удовольствием зачитываются ими. И нет никаких сомнений в необходимости издания романов классика американской приключенческой фантастики Абрахама Меррита. Пусть и с полувековым опозданием, но они доходят все-таки и до советского читателя.
        В заключение остается пожелать читателю лишь, чтобы на русском языке вышли и остальные романы этого писателя. Этого и многих других, которых мы недополучили и не прочитали в свое время.
        И пожелать приятных часов, проведенных за чтением увлекательных романов "Лик в бездне" и "Металлический монстр".
 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к