Игры демиургов Алексей Алексеевич Доронин
Под видом завязки традиционной истории про «попаданца» автор преподносит читателю любопытные парадоксы виртуальной реальности и концепции «homo ludens». Некоторая обрывистость вызвана тем, что надо было уложиться в 10 000 знаков для одного любительского литературного конкурса. Написан за один день.
Доронин Алексей
ИГРЫ ДЕМИУРГОВ
Сначала был полет через темноту и сразу - слепящий белый свет. Потом вернулись ощущения, и первым было чувство неровности поверхности, на которой он лежал.
Не пол и не ковер. Почва и трава.
Затем он почувствовал, что его настойчиво трясут. Следом в сознание ворвались запахи: дыма, луговых трав, коровьих лепешек… А еще голос, повторявший:
- Вставайте, сударь! Они идут!
Язык был незнаком, но смысл фразы понятен.
Последним проснулся разум и взорвался криком: «Куда я, черт возьми, попал?»
- Они идут! - повторил незнакомец. Одет он был как участник исторической реконструкции: рубаха из домотканого полотна, штаны из мешковины и грубые башмаки. В глазах - неподдельный страх.
- Кто «они»? - переспросил пришелец.
Крестьянин посмотрел на него как на сумасшедшего.
- Известно кто. Степняки! Бегите, сударь, а то живьем в котле сварят или кожу снимут… Или кентаврами разорвут…
И он побежал догонять уходящие телеги.
Это был чужой мир. Все вроде то же, да не то. И солнце - темнее, почти оранжевое, видимо другого спектрального класса. И облака другой формы. И травы в степи другие, для которых латинских названий явно нет.
Андрей вспомнил вчерашний день. Он отбыл положенное время в офисе, вернулся на метро, поднялся на лифте в съемную однушку. Покормил кота. Сварил пельмени, умял их в момент, потом сделал десяток бутербродов, согрел термос кофе и присел за компьютер.
Немного посидел в Фейсбуке и Вконтакте. Затем прошелся по вкладкам браузера, зайдя на свои любимые политические форумы. Сперва зашел в один аккаунт и с «Рашкой-Квадратным-Ватником»[1 - Рашка - квадратный ватник - интернет-мем, появившийся в Рунете в 2012 году. Высмеивает алкоголизм, а также «шапкозакидательские ура-патриотические» и имперские амбиции некоторой части российского общества и пророссийских сил.] на аватарке вдоволь потроллил патриотов, наступая им на любимые мозоли: «Ну, давай, тупое животное, напиши мне на южнокорейском компьютере через американский интернет, как хорошо работалось в ГУЛАГе и как клево жить в КНДР».
Потом перелогинился и, уже с Берией на аватарке вдоволь покидался какашками в либералов, изображая из себя упертого «патриота»: «Ну че, твари белоленточные, опять на ваш марш миллионов всего сто человек пришло? Майданутые доскакались и вы доскачетесь!».
Почитал «Эхо Москвы» и «Тупичок Goblin'а»[2 - «Тупичок Гоблина» - персональный сайт автора пародийных переводов Дмитрия Пучкова (Оперуполномоченного).]. Потом открыл Youtube. Потом Инстаграмм. Поставил лайки возле фотографий, красивым девушкам оставил кучу стандартных комментов.
Потом добрался до всемирной энциклопедии, и на ней уже завис надолго. Было за полночь.
Когда тебе тридцать два года, а ты не женат, нет ничего необычного, что ты в который раз засыпаешь, читая про династию Габсбургов, про анатомию рыбы-удильщика и про термоядерный синтез.
Так он и заснул в любимом кресле. Или нет?.. Все-таки добрался до холостяцкого дивана, а последние лайки ставил со смартфона, лежа?
Главное, что проснулся уже здесь! Не было светящегося портала - и других приемчиков из книг про «попаданцев»: в Андрея не ударяла молния, и он точно не погибал под колесами автомобиля.
Разве что в эпицентре ядерного взрыва…. Но это фантастика. Или от микроинсульта с отрывом тромба, вызванного хроническим недосыпом. Но об этом лучше не думать.
Воздух пах иначе, солнце светило по-другому, птицы на деревьях были не такие, как в средней полосе России.
А на пригорке стояла фигура, закутанная в плащ.
- Приветствую тебя, гость из иных миров. Я Абу-Бекр[3 - Абу-Бекр - Великий маг империи в мире онлайн-игры «Герои войны и денег». Ничем не примечательный персонаж, от лица которого Администрация иногда вводит в игру различные нововведения. Несмотря на арабское происхождение имени (которое не ускользнуло от внимания героя), ничего восточного в нем нет.]. Великий маг.
«Имя почти как у главаря террористов» - пронеслось в голове у Андрея.
- Здравствуй, о великий маг, - сказал он, с трудом сдержав глупую улыбку. - Где я?
- Название нашего мира в переводе на ваш язык тоже звучит как «Земля». Я почувствовал прокол небесной сферы и устремился сюда, опасаясь встретить иных пришельцев. Но ты не из нашего мира, я это чувствую.
- Верно. Не из вашего. А откуда вы знаете мой язык?
- Я читаю твой разум, как открытую книгу, и вижу в твоей голове много странного, - маг смотрел на Андрея с удивлением. - Сюда порой попадают существа из других миров нашей цепочки…. Но ты… с другого уровня. За всю историю гости из вашего мира бывали у нас считанные разы.
Андрей не очень понял, что значит «с другого уровня», но чувствовал тревогу.
- Можете вы послать меня обратно?
- Нет. На это не хватит всей магической энергии моего мира. Остается только ждать. Если моя теория верна, ошибку исправят, и тебя вернут на место.
«Facepalm»[4 - Facepalm - популярное онлайн-выражение в виде физического жеста. Более широко известная трактовка выражения: «лицо, закрытое одной рукой», которое является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения.], как говорится. Он может застрять тут надолго. В грязном средневековье, хоть и с магией, да еще посреди кровавой войны!
- Кто же меня вернет? - переспросил Андрей, с опаской поглядывая на тучу на горизонте, которая так напугала крестьянина. - Кто-то из моего мира?
- Не из твоего, а из того, который над вами. Это же их ошибка.
«Наверно он имеет в виду богов, - подумал Андрей. - Блин, не читать же ему лекцию о научном атеизме! Пусть пребывает в своих заблуждениях, замшелый старикан».
- И как вы думаете, когда меня вернут на место?
- Не могу знать. Может, завтра. А может, никогда. Последний пришелец из вашего мира живет здесь до сих пор, даже женился на лесной дриаде. Правда, воеводы из него не получилось. Но в тебе я вижу искру магического таланта. Ты мог бы послужить Империи. Как видишь, сейчас идет война. Степные варвары и непокорные племена атакуют нашу державу. А из порталов и с моря идут и вовсе незнакомые твари, - тут маг лукаво улыбнулся. - Хотя наверно, в вашем мире мужчины отвыкли держать меч.
Он знал, на какие кнопки давить.
- Да ну вас к дьяволу… Там, откуда я прибыл, творится такое, что ваши разборки нам - как детский утренник. Сам я не служил, но много читал про средневековое оружие и тактику. Могу быть и магом, и командиром.
- Посмотрим, - Абу-Бекр с сомнением оглядел наряд «попаданца». Только сейчас до Андрея дошло, что он по-прежнему в мятых брюках, свитере и тапках, - Для начала я должен перенести тебя в безопасное место.
И он указал на клубящуюся на горизонте пыль. Из нее уже вырисовывались фигурки конных воинов. Приглядевшись, Андрей с ужасом понял, что это кентавры! И были их тысячи. Степь гудела от ударов копыт.
Маг сделал несколько пассов, и новая слепящая вспышка охватила Андрея. Исчезла и степь, и кентавры, а он упал с небольшой высоты прямо на булыжную мостовую в центре многолюдного города.
Имперская столица была похожа на смесь Древнего Рима и городов Европы времен Крестовых Походов. Дворцы из белого мрамора соседствовали с фортами из грубо отесанных камней. Всюду стояли статуи то ли местных божеств, то ли древних правителей. Пахло, как и в любом городе средневековья, не очень.
Пестрая толпа на улицах включала, помимо людей, существ, не относящихся ни к одной из человеческих рас.
«Матерь честная, да у меня уши как у героев Lineage!»[5 - Lineage I, II - многопользовательские ролевые онлайн-игры для платформы Microsoft Windows.] - чуть не вскрикнул Андрей, увидев отражение в луже. Действительно, внешность его изменилась. Кожа потемнела, волосы стали почти черные. И уши вытянулись…. Одет он был теперь по местной «моде» - в доспехи из незнакомого желтого металла - с поножами, наручами. Еще при нем был посох с каменным набалдашником. А в кошеле на поясе нашлись золотые монеты. Маг не пожадничал.
Неподалеку находилась таверна «Голодный циклоп». Способность понимать местные буквы-руны Андрей тоже получил.
В этой харчевне пахло неважнецки, но пиво было лучше, чем в «Пятерочке».
В полутемном зале только и было разговоров, что про дерзкую выходку степных полуорков, которые ночью прокрались по подземным тоннелям и захватили часть центра столицы. К счастью немытых дикарей выбили оттуда. Но передовые отряды степняков были уже в двух днях пути от сердца Империи. Войска Ее величества Императрицы сражались как львы, но медленно отступали под ударами превосходящих сил. Как и у любого феодального государства, у Империи не было единой армии. Только сборная солянка из дружин боевых кланов, да небольшой корпус имперской стражи.
Некоторые кланы были огромны и контролировали целые провинции. Другие худо-бедно обороняли одну-две шахты или лесопилки от набегов дикарей. Зная историю Земли, Андрей подумал, что когда-нибудь и их конфликты Империи дорого обойдутся.
Но пока до этого было далеко. Пока надо выиграть войну.
«Да что я за чушь несу! - оборвал он себя. - Какое мне дело? Мне надо вернуться домой, туда, где есть душ, холодильник и интернет».
А еще у него появилась одна догадка относительно природы этого мира, но она нуждалась в проверке.
Тут же рядом за углом в шатре шел прием добровольцев в ополчение, и кучка героев, в которой выделялся огромный варвар, похожий на Конана, низкорослый гном с топором и симпатичная магесса в вуали, устремились туда.
Но Андрей не торопился. Это всегда успеется.
«Подозреваю, что убить меня здесь нельзя. Инстинкт самосохранения пропал, хотя обычно он у меня сильный. Сейчас наоборот, хочется вперед и на врага! Вдруг это будет не смерть… а возвращение?.. Но этот вариант оставим на крайний случай».
Наевшись, хотя и не ощутив вкуса еды, он покинул заведение.
И быстро понял, что его подозрение было попаданием в десятку. Улицы словно не пускали в некоторые районы. Он мог подойти к императорскому дворцу, к турнирной арене, нескольким зданиям гильдий, сходить в район мастерских. Но в остальные уголки города ноги отказывались его нести, будто невидимая стена держала. Еще он заметил, что лица у людей и не-людей на улицах хоть и отличаются, но скроены по одному шаблону.
Внезапно все детали головоломки сложились.
- Эврика, блин. Это не средневековье. Это игра!
Стоило ему об этом подумать, как мир начал распадаться на отдельные объекты анимации. А вскоре он понял, что может разглядеть даже пиксели.
Опустился мрак. И в который раз все вокруг Андрея исчезло.
В темноте он услышал голос старого знакомого.
- Я тебе не рассказал, потому что хотел, чтоб ты дошел до этого сам, - голос мага казался усталым. - Мне хорошо известно о связи наших миров. Когда я сказал, что ты из мира верхнего уровня, я имел виду не уровень развития, а происхождение. Есть такие игрушки - деревянные божки. Один вкладывается в другой, а в тот - еще один.
«Матрешка», - подумал Андрей.
- Да, это вы нас породили, - продолжал великий маг. - И много еще кого.
А ведь и правда, подумал Андрей. Варкрафт. Герои всякие. Танки… Корейские игры, где бабы в бронелифчиках. Еще в соцсетях игрушек тьма. И это только онлайн. А однопользовательские… их море. Сотни тысяч. Может, миллион.
«И это все - миры?»
- Но… подожди, господин Абу-Бекр. В этой игре, где мы сейчас находимся, игровой мир очень статичный. Алгоритмы простейшие. Это даже не псевдооткрытая вселенная, это примитив! Как вы можете быть живыми и мыслить?!
- Так же, как дуб вырастает из желудя. Так же, как голем обретает разум.
- Ну, допустим, вы живые. Но вы искусственные… а мы на Земле - настоящие! У вас здесь игровой процесс ограничен программно, рамками сценария. А на Земле куда хочешь, туда и иди.
- «Куда хочешь?» - усмехнулся маг. - А ты можешь стать в своем мире верховным правителем? Или великим воином? Или колдуном?
«То есть президентом или чемпионом мира по боксу? Или нобелевским лауреатом? Нет, - подумал Андрей. - Меня даже начальником отдела который год не ставят. Не говоря уже о колдунстве. И поехать не могу, куда хочу. И вещи не могу купить, какие хочется».
- Все это очень занятно, господин аль-Багдади, - Андрей постарался, чтобы голос звучал бодро, но мрак вокруг уже пугал. - Чувак по имени Ник Бостром[6 - Ник Бостром (Dr. Nick Bostrom, р. 1973) - шведский философ, профессор Оксфордского и Йельского университета, известный своими работами об антропном принципе, трансгуманизме, технологической сингулярности, искусственном интеллекте и философских вопросах вымирания человечества. Известные работы: «А не живем ли мы в Матрице?», «Рассуждение о Конце света для начинающих», «Угрозы существованию: Анализ сценариев человеческого вымирания и других подобных опасностей».] с тобой бы согласился… Но я нашел в твоей логике нестыковку, доказывающую, что мы не такие, как вы. У вас тут что ни день, то катаклизмы, заговоры, восстания. А земная жизнь для среднего «планктона» однообразна до зубной боли. Работа-дом-работа. Войны - это где-то далеко. Если бы я был пользователем игры «в себя», я бы на второй день потребовал от создателей вернуть мне деньги!
- И они бы ничего тебе не вернули. Потом что ты не игрок, а кукла на ниточках.
Маг видимо хотел сказать «персонаж», но этого слова в их языке не было.
- Скучно тебе? - усмехнулся он. - А ты не думал, что переломные события вот-вот начнутся и у вас?
- Нет уж, спасибо. Я пас… А что это за трезвон?
И в этот момент рассеялась тьма, исчез голос, Андрей понял, что лежит на диване. Звенит будильник. За окном давно рассвело. В кухне мяукает кот.
- Вот это сон… Меньше надо ночами сидеть, а то в Кащенко попаду… Ексель-моксель!
Уже 6:50. А в 8:30 ему надо быть на другом конце Москвы!
Андрей, успокоившись, пошел в ванную и вдруг почувствовал странность, царапнувшую восприятие.
Полотенце не синее, как вчера, а зеленое. С другим рисунком. И дверной проем в коридоре стал пошире. И деревья за окном растут по-другому, давая больше света.
Похоже, пока он спал, у реальности переустанавливался Flash[7 - Герои Войны и Денег, Heroes of War and Money, HeroesWM.Ru - это популярная браузерная игра, созданная фанатами компьютерной игры Heroes of Might and Magic 5. В игре активно используется Flash-анимация. Сюжетной составляющей игра практически не имеет и на 95% представляет собой «прокачку» своего персонажа. Акцент в игре сделан на PvE (бои против мобов), а не на PvP (бои против игроков-людей)]. Заметят ли это другие? Вряд ли. Их мозги отредактировали вместе с ландшафтом. А его - забыли!
- Поправьте глюки, админы. Или это не баг, а фича? В любом случае, я никому не скажу. Мне никто не поверит…. Скажут: «забористая травка».
Мысль, что, если сейчас включить телевизор, там будет президентом Лёха Навальный, он отогнал. Таких серьезных правок в программу мира-«матрешки» демиурги вносить бы не стали.
Интересно, кто они? Люди?
Или мыслящие растения? А может, разумные плазмоиды на орбите газового гиганта, или обитатели «черной дыры»?
«Вряд ли. Мне бы было неинтересно играть за разумного паука».
Они должны быть на нас похожи. Вернее, когда-то давно были. Миллиарды лет назад. И их мир мог иметь сходные физические свойства. Потом они создали искусственный интеллект. Или усилили свой до предела.
И часть… малая часть их превратилась в непостижимых сверхсуществ и покинула привычный мир, уйдя в другое измерение, в другую метагалактику, чтоб жить там своей непостижимой жизнью высшего, но чуждого разума.
А большинство прекратили эволюцию на стадии Homo ludens, «человека играющего». Зачем подниматься выше, в холодную пустоту, если наивысшее удовольствие можно получить на этом уровне?
Вечные Игроки. Обладающие сверхсилой и сверхразумом, но с человеческими интересами. Использующие свои возможности для развлечения длиной в возраст вселенной. До самого распада ткани времени-пространства.
За время, которое у них было - за миллиарды лет - они наштамповали триллионы, дециллионы миров - и виртуальных, и материальных, с любыми параметрами.
И вот скажи мне, американец… как говорил Данила Багров from Moscow… Скажи мне, человек разумный: какова вероятность того, что Земля и есть изначальный мир? А не одно из этих творений? Мизерная. Один к десяти в бесконечной степени. Думай об этом и не зазнавайся. Вполне возможно, что ты персонаж чужой онлайн-игры, и тебе назначена в ней своя роль.
Не надо смеяться над верующими. Они могут оказаться правы. Вдруг в этой симуляции предусмотрено и посмертное существование? Ведь она создана явно с упором на зрелищность, а не на реализм. И кто угадает фантазии ее создателей?
Если это так, то бояться надо одного. Не атомных войн и не падения метеорита. А того, что игра надоест им и будет заброшена игроками и создателями. Тогда не будет ни обновлений, ни патчей, а только глюки, сбои и неизбежное отключение.
Закрывая дверь квартиры, Андрей мысленно прочитал на себя заклинание «ускорение», чтоб быстрее добраться до метро и не опоздать на работу. Это уже не раз помогало ему.
Февраль, 2016
notes
Примечания
1
Рашка - квадратный ватник - интернет-мем, появившийся в Рунете в 2012 году. Высмеивает алкоголизм, а также «шапкозакидательские ура-патриотические» и имперские амбиции некоторой части российского общества и пророссийских сил.
2
«Тупичок Гоблина» - персональный сайт автора пародийных переводов Дмитрия Пучкова (Оперуполномоченного).
3
Абу-Бекр - Великий маг империи в мире онлайн-игры «Герои войны и денег». Ничем не примечательный персонаж, от лица которого Администрация иногда вводит в игру различные нововведения. Несмотря на арабское происхождение имени (которое не ускользнуло от внимания героя), ничего восточного в нем нет.
4
Facepalm - популярное онлайн-выражение в виде физического жеста. Более широко известная трактовка выражения: «лицо, закрытое одной рукой», которое является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения.
5
Lineage I, II - многопользовательские ролевые онлайн-игры для платформы Microsoft Windows.
6
Ник Бостром (Dr. Nick Bostrom, р. 1973) - шведский философ, профессор Оксфордского и Йельского университета, известный своими работами об антропном принципе, трансгуманизме, технологической сингулярности, искусственном интеллекте и философских вопросах вымирания человечества. Известные работы: «А не живем ли мы в Матрице?», «Рассуждение о Конце света для начинающих», «Угрозы существованию: Анализ сценариев человеческого вымирания и других подобных опасностей».
7
Герои Войны и Денег, Heroes of War and Money, HeroesWM.Ru - это популярная браузерная игра, созданная фанатами компьютерной игры Heroes of Might and Magic 5. В игре активно используется Flash-анимация. Сюжетной составляющей игра практически не имеет и на 95% представляет собой «прокачку» своего персонажа. Акцент в игре сделан на PvE (бои против мобов), а не на PvP (бои против игроков-людей)