Сохранить .
Двойная игра Роберт Альберт Блох
        Роберт Блох
        Двойная игра
        Мое имя вы увидите скоро в газетах. Что бесит - вы меня можете не признать.
        Впрочем, не каждый перечислит директоров-распорядителей Эн-би-эс, Си-би-эс, Эй-би-си или «Мью -чуэл» [Note1 - Мьючуэл филм корпорейшн» - основанная в 1912 году кинокомпания, известности которой способствовал Чарли Чаплин, в 1916 году сделавший по контракту с «Мьючуэл» несколько блестящих комедийных картин. В конце двадцатых годов компания слилась с «Рэйдиоу - Кит-Офиум» (РКО).].
        Главное, что тут, когда слышат имя Уиллиса Т. Миллани, людей будто током бьет. Я всегда имел здесь большой вес, а в нашей корпорации только это и важно.
        По крайней мере это важно для всех причастных к ТВ. Единственный человек, кто на это чихал, был Бзик Уотерз.
        Да, Бзик Уотерз. Его-то имя вы знаете. Потому что последние три года я расшибался день и ночь, чтобы сделать ему рейтинг самым высоким и по Хуперу, и по Нилсену [Note2 - Выборочные опросы телезрителей или радиослушателей по телефону во время трансляции передачи для определения ее популярности]. Эта толстая задница не сидела б на куче денег, если б не я. Господи, он-то, с его припевчиком «бзззэзз-бзик!». И дешевым юмором с Катскиллских гор!
        Я вам скажу, что комики вроде Бзика на рынке идут меньше цента за штуку, а за десятицентовик бери таких дюжину. Он и сейчас бы варился в «районе борща» [Note3 - Пригород Нью-Йорка с еврейским населением], если б я его не вытащил. Все это помнят.
        Все, кроме Бзика, конечно. Неприятности начались, когда он про это забыл.
        Сижу в своем кабинете как-то жарким деньком - звонит телефон. Сид Рихтер из театра, где «Полный бзик» должны прогонять перед осенней премьерой. Сид - режиссер из тех, что сами управляться любят, и только моя секретарша доложила, кто звонит, я сразу учуял неладное.
        - Ну, - сказал я, - выкладывай.
        - Выкладывать? - Сид переспросил. - Боязно.
        - Так помолчи, давай отгадаю, - предложил я. - Бзик сценарий забраковал.
        - Не-а.
        - Заезжая звезда ему не по вкусу.
        - Валяй дальше.
        - Явился в стельку пьяный.
        - Хуже.
        - Хуже?
        Сид на другом конце, слышу, делает глубокий вдох.
        - Совсем не явился. И точка.
        - Минутку, подожди…
        - Я час прождал. А у меня четырнадцать человек занято, полностью рабочая бригада - все из профсоюза - и двадцать музыкантов оркестра.
        - Не сочиняй! Ты его искал?
        - До розыгрышей мне! Не звонил бы, но я его обыскался. Он же знал про репетицию и вчера он был в городе. Кто-то вчера встречал его в ресторане «У Линди».
        - Пьяного? Трезвого?
        - Середина на половину. Швырялся творожным пудингом в официанта.
        - Старина Бзик, как есть, он.
        - Есть? Нет его, он сегодня пропал. Весь город перетряхнули. Утром из своего отеля вышел и - канул. Агент не видел, сценаристы не видели…
        Меня осенило.
        - А психоаналитику его звонил?
        Сид рассмеялся устало.
        - Которому? Ты же знаешь, как с ним в последнее время было. Психоаналитиков менял чаще, чем сценаристов.
        - А девице его, этой Мелоди Морган, звонил?
        - Только что. Говорит, он неделю уже не появляется.
        - Хорошо, - сказал я. - Но ты шоу готовишь, да? Охотясь за ним…
        - А что остается? Так ведь и дублера его раздобыть не могу, двойника наемного, как его там…
        - Джоу Трэскин. - Я подсказал. - Хотя это не важно, Бзик на прошлой неделе говорил, что его выкинет.
        - Чудненько! И кадры не выстроишь! А завтра репетиция в полном составе.
        - Не отменяй, - сказал я. - Найду тебе Бзика, даже если придется город вывернуть наизнанку.
        - Этого не советую, - пробормотал Сид. - Очень подозрительные жучки могут наружу выползти. - Он помолчал. - Ну, а теперь серьезно: думаешь, сможешь его найти?
        - Черт, я должен, - сказал я на полном серьезе. - Не беспокойся. Это ж моя работа.
        Я повесил трубку, тряхнул головой. Моя работа, так вот. Забота о Бзике Уотерзе. Он все лето меня доставал: не хотел подписывать контракт на осень, увиливал от встреч со спонсором, посредниками, нашими деятелями. А мне - терпи. Бзик в последний сезон чуть «Эмми» не схватил, хоть критикам и не по нраву его кривлянье. Поэтому брать на пушку его было без толку: знал, что он в моде, и мог переметнуться в любую студию.
        Вдобавок ко всему какой-то задрипанный писателишка доцарапался до него, чтоб состряпать одну из этих дешевых биографий. Ну, вы знаете: про бедного маленького, брошенного на произвол судьбы мальчика, который вырастает, компенсируя ущербное детство, в горлопана-комика только потому, что не уверен в себе.
        Это была последняя капля. Я делаю имена уже двадцать лет, и позвольте вам сказать: пресловутая «неуверенность» - вранье.
        Возьмите Бенни, он вбил себе в башку, что только со скрипкой его принимают. Он покинул варьете и подался на радио, а тут ему никаких бенефисов не требуется. Уж этого сорта «неуверенность» я подам как надо, поверьте мне. Эд Уинн зарабатывал на смешных шляпах, но прекрасно сам себя показал в «Плейхаусе-90» и просто в кино. И таких примеров я вам с дюжину наберу. Бедный маленький комик? Нет, этот номер со мной не пройдет. Не запивают же от «неуверенности», не шлепают в золоте монограммы на подтяжки, не лягают же фельетонистов по кабакам.
        Давайте называть вещи своими именами: Бзик - бракованный кадр, негодняк.
        Но куда же он подевался?
        Я набрал два-три номера по своему проводу. Знакомого букмекера, владельца игорного притончика и вдовушки Мэгги, этакой безотказной матушки, готовой снабдить вас всем, чего не пожелаете, хоть шотландскими пони.
        Потом я прибег к крайнему средству - я позвонил Бзику домой, не в отель, тут в городе, но в его особняк, на Айленд. После Дня труда он туда не ездит, но мой запас телефонных номеров иссяк, а я должен был куда-нибудь позвонить.
        Представьте, трубку сняли.
        - Шервудский лес, - сказал голос. - Робин Гуд слушает.
        - Бзик! Это Миллани. Черт побери, что за шутки! Разве не знаешь, тебя ждут репетировать?!
        - Нам не до шуток. Король объявил праздник, народ пляшет на улицах.
        Доверху набрался.
        - Ты сам появишься, или мне потрудиться и тебя притащить?
        - Очень жаль, ваш ответ не правильный! Но за участие спасибо, наш спонсор преподносит вам «утешительный приз» - набор глицериновых свечей, и суньте-ка их…
        - Оставайся на месте, - сказал я ему. - Я сейчас буду.
        И помчал. Сиду не позвонил, даже секретарше не сообщил, что исчезну, просто выскользнул через черный ход и сел в свою машину, припаркованную на той стороне улицы.
        Прокатился я без всякого удовольствия. Преодолевая сумасшедшее городское движение, жару и злость, в тиски взявшую череп. Временами и «милтаун» [Note4 - Милтаун - транквилизатор] не спасает.
        Если подумать, не так уж все плохо. Комики напивались, репетиции пропускали и раньше, перед кем надо выкрутишься и забудешь. Но не только из-за Бзика болела моя голова в ту неделю. Стычка вышла с одним из этих проклятых маленьких чудищ в телевикторине, с восьмилетним паршивцем, который помнил средний уровень каждого спортсмена в классе «А» прямо с восьмого года нашего века. Он просился из викторины своими глазами чемпионат мира смотреть. Потом возня с нашей новой звездой, нашим ковбоем: пытался вскрыть себе вены из-за несчастной любви. Я ж ему говорил, чтоб не путался с танцовщиками прежде всего. Потом…
        Зачем продолжать? Такая моя работа: миротворец, нянька и опекун для них, для всех - в едином лице. Я сам себя десять раз на неделе спрашиваю: «Зачем продолжать?» И ответ всегда подкатывает: круглая сумма наградой. Но дело в том, что на этой неделе я себе задавал этот вопрос по десять раз на день.
        Старый, наверное, анекдот, вы слышали. Бзик Уотерз его рассказывал, и я каждый раз смеялся. Про чудака, у которого сломалась телега и который решил сходить за лошадью с телегой к скупому соседу. Тащится он к соседу и клянет его скупость, припоминает его вечные отговорки. И так себя накрутил, что не успел сосед на колокольчик в дверях объявиться, чудак как завопит: «А иди-ка ты со своей телегой и лошадью сам знаешь куда!»
        Вот в таком настроении я подъехал к дому Бзика Уотерза, и уж было мне не до смеху. Только бы обошлось без шума - не вынесу…
        Машины Бзика перед домом я не увидел - плохой знак. Может, удрал от меня? На мой звонок никто не вышел, и я уверился: удрал. Меня охватила ярость, я стал стучать громадным медным дверным молотком. И здорово «промахнулся»: молотком, докрасна раскаленным на солнце, я обжег руку.
        Тут, чертыхаясь, я пнул дверь ногой. И остолбенел на мгновение: дверь распахнулась.
        Я влетел, внутри было прохладней. Но остыть я не мог. Кондиционер ни чуточки не помогал. А дрожал я - так это от возбуждения.
        - Ладно, Бзик, - орал я, - теперь выходи! Я знаю, ты тут!
        Ну малец десяти годков - и только. Но самокритика меня не тормознула, я летел через холл в библиотеку. То есть в бывшую библиотеку, Бзик, купив дом, сделал из нее бар.
        Да, бар: бутылки, стаканы, куда ни глянь, уж потом, вбежав в комнату, я заметил, что обеими ногами стоял в луже ликера. Бзик развлекаться изволил.
        Отразвлекался. Лежал теперь поперек софы, полностью вырубившись.
        В грязном, потрепанном спортивном костюме, с двухдневной щетиной. Как же воняло от него ликером, когда я наклонился к нему и тряхнул.
        - А? - пробормотал он. - Кто? Миллани, ты? У-уди…
        Я придал ему сидячее положение.
        - Ну, живо! - приказал я. - Со мной поедешь!
        - Не… Пму я бязан ехать?
        - Репетиция, вот почему.
        - Не хчу репетицию. Не бязан на репетицию.
        - Черт, ничего больше не слушаю! Ты живо идешь под душ, трезвеешь и одеваешься, чтоб через двадцать минут был готов. Понял?
        - Ставь мя… Ты мне не босс…
        Я ударил его по лицу.
        Он зарычал.
        - Ну…
        И тут же был на ногах, шатнулся вперед. Его рука скользнула по приставному столику, сбивая стаканы на пол, пальцы сомкнулись у бутылки на горлышке. Схватив ее, он замахнулся.
        Мне оставалось одно, что я и сделал. Выбросил немедля кулак и резанул его в челюсть. Он повалился назад, увлекая за собой столик. Стаканы разлетелись осколками на мраморном белом полу за краем ковра, но слышал я только противный звук, с которым стукнулась об пол, когда он грохнулся, его голова.
        Все знают: без вреда это пьяному. Так и я думал, когда наклонился, тряхнул его. Но потом засомневался: будто я труп тряхнул, глаза открыты и закатились, лучше бы мне их не видеть.
        Я хотел посчитать пульс. Тело казалось белее мрамора - то мрамор и был, если иметь в виду отсутствие пульса.
        В комнате - жуткая тишина. Я слышал свое дыхание, но его дыхания я не слышал.
        Тогда я понял…
        ***
        Тишина стала еще плотней три часа спустя, когда я дождался того, кого ждал. Солнце быстро закатывалось, но и при тающем свете я его лицо разглядел. Он был Бзиком Уотерзом больше самого Бзика
        - Джоу Трэскин, - сказал я, поднимаясь. - Ты меня помнишь? Уиллис Миллани.
        Он ухмыльнулся по-дурацки.
        - Босс Бзика… - проговорил.
        - Был. До полудня.
        - Что, черт возьми…
        Я не дал ему договорить, а схватил за руку и потянул туда, за софу.
        Он вытаращился на Бзика Уотерза.
        - Несчастный случай, - пояснил я. И описал происшедшее. Коротко. Я знал, что следует говорить. Я все прекрасно знал, кроме одной вещи, самой для меня важной, - как он к этому отнесется.
        - Понятно, - отозвался Джоу Трэскин. - Но чего вы рассказываете это мне? Вам бы лучше полиции рассказать.
        Я поглядел на него пристально и покачал головой.
        - Нет, Джоу.
        - Нет?..
        - Я мог позвонить в полицию три часа назад, когда все случилось. Но зачем? Я рассказываю - они меня сажают. И, может, даже срок за непреднамеренное убийство отсижу, при хорошем поведении - пару годков. А выйду - найду себе дельце. Не там, где сейчас работаю, но близко. Ну, в нашем лучшем отеле место дежурного в уборной.
        - Простите, это ваши заботы.
        - Слушай, Джоу. - Я положил руку ему на плечо. - Ты еще не усек, нет? Я не про свои заботы. Конечно, когда случилось, я сразу все, о чем сказал, живо представил. Но это не важно. Этот номер - «Господи, что ж я наделал!» - на черта он сдался?! Только я понял, что Бзик Уотерз мертв, я кончил жалеть себя и начал опять шевелить мозгами распорядителя. Знаешь, как у них котелок варит, Джоу?
        - А у них котелок варит?
        Он кусался - вылитый Бзик, и мне стало полегче. Я стиснул его плечо.
        - Да, Джоу, да. Их работа. Моя работа. Думать и беспокоиться. Не о себе - о моих людях. Обо всех моих людях в моих шоу. Например, о тех семидесяти пяти, что заняты так или иначе в «Полном бзике». О них как раз я сейчас думаю. Лишить жизни Бзика Уотерза - одно дело, жуткое дело. Но умышленно погубить их всех, лишить заработка - это, знаешь ли, тоже… Я решил, Джоу. Этого я не сделаю.
        - Но о чем…
        - Слушай, Джоу. Выход простой. Ясно как день. Отлично все вижу.
        - …о чем вы?
        - О тебе, Джоу. С этого момента ты - Бзик Уотерз.
        - Ну!..
        - Помолчи, Джоу. Говорить буду я. Я все обдумал. Вот сюда сядь.
        Он глянул на меня с дурацкой усмешкой, но сел. И тогда я понял: он в моих руках. Меня понесло.
        - Смотри, как складывается, - сказал я. - Никто не догадался, что Бзик прятался тут. Для всех он вчера поздно вечером пустился по кабакам кутить. Сид говорил, кто-то столкнулся с ним «У Линди», я проверял и знаю, с кем он был, что делал. От тебя требуется одно: подхватить прямо отсюда.
        - Но…
        - Слушай меня. - Я зажег сигарету, руки уже не дрожали. - Я осмотрел комнату. Крови - нигде, а бедлам - так на обычный запой похоже. Потом: можно ж почистить. И ни у кого никаких подозрений, ведь Бзик Уотерз, как раньше, вот он!
        - Да. - Джоу мотнул головой - Вот он. И что вы будете с этим делать?
        - Что-нибудь сделаем, - ответил я. - За утесами преотличный глубокий карьер, к тому же ночь темная. Немножко тяжелых камней - и у нас нет проблем.
        - Нет проблем… Бзик Уотерз, как раньше, крутится… - Он помолчал. - Но что будет с Джоу Трэскином?
        Я перехватил его взгляд
        - Ничего, - сказал я. - Давай-ка начистоту. Что с тобой было, пока ты не встретил Бзика Уотерза в прошлом году? Рядовой работяга был, нет, что ли? Грузовик водил, ни семьи, ни связей.
        - Вы мои письма читали, - пробормотал он.
        - Просматривал. Моя обязанность. Теперь-то что… Давай обратно к фактам. Бзик подобрал тебя из-за сходства, чертовского сходства. В этом твое везение. Ты играл у него за дублера. Ты даже на публике тут, в городе, вместо него появлялся, и, кажется, он пару раз тебя просил посниматься за него для рекламы, когда он хотел умотать. Разве не так?
        Джоу не отвечал - зубы скалил.
        - Ладно. Год ты играл у него за дублера. А потом, на прошлой неделе, он тебя вышвырнул. Что с тобой было?
        Он передернул плечами.
        - Расплатился в отеле и съехал, нашел комнату на окраине, там и сидел.
        - А когда деньги вышли, двинулся б дальше, - продолжил я. - В конце концов опять бы баранку крутил где-нибудь. И, может, когда-нибудь кто и сказал бы, что ты похож на Бзика Уотерза, это всего-то. Неприятно тебе говорить, но ты, Джоу, из многих. Если ты не дублер, ты - мелочь. Во всем шоу-бизнесе никто не поинтересовался, что с тобой сталось, когда Бзик тебя выгнал. Ты просто исчез. У тебя ж даже агента своего нет, ведь нет? И семьи нет, никому ты не нужен.
        - Однако вы меня, черт возьми, быстренько разыскали, - заметил он.
        - Случайность. - Я вытащил из кармана листок бумаги. - На столе нашел клочок с твоим именем и телефоном.
        Джоу кивнул.
        - Да, помню, звонил я ему, переехав, чтоб сообщить свой новый номер, вдруг понадоблюсь. Может, он бы сегодня мне звякнул.
        - Кто ж теперь скажет, - откликнулся я. - Да это не важно. А важно, что ты сойдешь со сцены и никто не заметит. Ты просто покинул город, и все.
        - И, однако, рискованно это.
        - Ерунда. Помнишь, лет семь-восемь назад парень статистом много снимался, потому что на Гарри Трумэна походил? Ты часто задавался вопросом, что с ним сталось? - Я помолчал. - Нот, тут никакого риска не будет. Я тебе обещаю. И поверь, я больше тебя на карту поставил. Но только я твое имя и телефон на том листке из блокнота увидел, я понял: выигрыш мой - Ладно. - Джоу зажег сигарету. - Может, я и могу исчезнуть без шума. Но это не значит, что я появлюсь как Бзик Уотерз.
        - Я б на твоем месте подумал, Джоу. Хорошенько подумал. Стоит подумать.
        - Сколько именно стоит?
        Теперь была моя очередь ухмыляться, видя его лицо, слыша предвкушение в его голосе.
        - От меня ты не получишь ни цента, - объявил я. - Ни единого цента. Но я тебе предлагаю имя Бзика Уотерза. И этот дом его, и жилье в городе, и его машины, его счет в банке, его доход на сегодняшний день. Плюс его контракт, славу и будущее. Преподношу на блюдечке. Все, что от тебя требуется, - сказать «да».
        - Всё, а? - Джоу вцепился в подлокотники кресла. - Забыли про пустячки! Бзик Уотерз… был., великий комик. Он такое откалывал за неделей недоля. Люди ж со смеху должны были от него помирать.
        - Ты знаешь больше того, Джоу. У нас четверо авторов сочиняли весь юмор. Знаешь и то, как Бзик сачковал прошлый сезон, даже со сценаристами не хотел посидеть. Даже номера не заучивал, просто считывал текст с телесуфлера со своим кривляньем, конечно, и всеми ужимками. Не пройдет и недели - ты освоишь его голос, манеру, приемы. Я позабочусь, чтоб ты просмотрел все записи его старых шоу. Номера без песен, без танцев, так что тебе нечего будет делать. Бзик продукт синтетический, Джоу, просто соединение хороших авторов и верной рекламы. С твоим сходством я б его сам играл.
        Джоу кивнул.
        - Вы о нем были невысокого мнения, а, Миллани?
        - Кто о нем был высокого мнения? - Я поднялся. - Давай-ка начистоту. Знай его друзья, что тут сегодня случилось, они скинулись и купили бы мне медаль. Да только они не знают, а кроме того, я сомневаюсь, что у него водились друзья.
        - Может, вы несправедливы к нему. - Джоу запнулся. - Но в одном не ошиблись. Он знал тьму народа. Предположим, у меня выйдет с номерами Бзика Уотерза перед камерой, а в частной жизни, со всеми, кто его знал?
        Опять пришло время мне ухмыляться.
        - Уж тут ты практиковал. Позировал же вместо него фотографам, и никто не заметил подлога Остальное вызубришь: подробности там из его жизни, знакомства. Все. что о Бзике печаталось, до последней газетной вырезки, я тебе принесу; позабочусь, чтоб ты получил доступ к связанному с парнем архиву, а у нас его история от и до. Ведь я тебе, Джоу, сказал, я головой поработал. Я все обдумал, как только решил тебе позвонить. Все учел. У Бзика не было постоянного менеджера, и дружбу он ни с кем особенно не водил, так, якшался с кучей всяких статистов и выпивох. На руку нам и то, что, как я узнал, он ходил к психиатрам. А близко с ним не знался никто. Что до подробностей, поверь, я снабжу тебя полным комплектом. Через неделю ты будешь Бзиком почище самого Бзика. Вот только пить столько не будешь… и сачковать, не будешь таким законченным эгоистом и негодяем горластым.
        - Вы его ненавидели, а?
        Я вздохнул.
        - Что, ты думаешь, старикан Франкенштейн чувствовал, глядя, какое чудовище сотворил? Вот тебе мои чувства в отношении Бзика. Я сотворил его из ничего.
        - Теперь я должен стать новым чудовищем.
        - А что ты теряешь?
        Джоу уставился на меня.
        - Ладно, - сказал он. - А что я теряю?
        Я подал руку.
        Ему пришлось тянуться, чтобы пожать мою, ведь нас разделяло мертвое тело…
        На телеэкране наплыва достаточно, затемнения. В книгах той же цели служат звездочки или заголовки. Но в жизни время надо прожить.
        К счастью, все пошло гладко.
        Сбросить тело в карьер после наступления темноты труда не составило. Не пикник, конечно, но дело есть дело. И только мы с этим покончили, самое страшное миновало, во всяком случае, для меня.
        Отныне бремя легло на плечи Джоу, и меня радовало, как он сразу включился. С мелочами задержки не было: заплатил за комнату, продал свои пожитки, перебрался на место Бзика. Я состряпал историйку для Сида Рихтера: нашел, мол, пьяного Бзика, в чувство привел. На другой день репетиция катилась по плану. Если Джоу и делал промашки, их можно было списать на похмелье. Но о промашках мне не докладывали. Следующие полмесяца я посвятил ему много времени, сообщал требуемые детали, натаскивал касательно имен: связи, отношения, дружба или что считалось дружбой у Бзика в его окружении из бородатых радикалов, ретроградов, подставок, попрошаек и прихлебателей. Все пошло у него как по маслу. Мы с ним даже каллиграфией позанимались, и через несколько дней он выдавал автограф - не придерешься, а из киноархива он узнал про Бзика-комика все, что хотел.
        Конечно, мне пришлось попотеть, надвигалась дата его первого шоу, и передышки я себе не позволял. Но как тяжко все ни доставалось, все ж было легче, чем крутись тут взаправдашний Бзик. И от чего бы ни болела моя голова, я хоть знал: на Джоу могу положиться, мы действовали заодно. А с Бзиком я только воевал: кто кого.
        Джоу отлично у меня работал. Схватывал на лету, я его нагружал и ограждал от журналистов, надоед всяких. Подготовка к осеннему сезону - тоже ведь предлог их отвадить. И когда он взял барьер с первым шоу, я почувствовал: дело пойдет.
        Да, ему пришлось словно под пулями, мне ж - под бомбежкой атомной, но вот премьера прошла, и я сказал себе: уф!
        Он появился на сцене, и они попадали.
        Он был так же хорош, как Бзик в ударе Черт, он был лучше Бзика! Никаких промашек, никаких ляпов. Лицом показал товар.
        А после пошел домой и завалился спать, а не шатался по кабакам и не швырялся творожным пудингом в официантов.
        Признаться, это я отправился отметить событие. Я чувствовал, что заслужил.
        Побежали дни - все, как по нотам, игралось. Жизнь без проблем. И я предоставил Джоу самому себе, он, казалось, справится и один. Конечно, я его проверял, мы встречались, но оплошностей он не допускал.
        - Ну, нравится? - спросил я его.
        - О таком кайфе я не мечтал, - ответил он. Я видел: правду человек говорил.
        Вот я и перестал беспокоиться.
        Пробежало два месяца, и я почти забыл, как все приключилось. Согласен: невероятно звучит, но настоящий Бзик Уотерз испарился из моей памяти вместе с тем злополучным днем. В воду канул. Точнее, в карьер…
        А потом на дороге объявилась черная кошка.
        Впрочем, то не кошка была. То была канарейка.
        Защебетала до одури мою секретаршу однажды утром и впорхнула ко мне в кабинет.
        - Мелоди Морган! - воскликнул я с напускным удовольствием.
        Черт, вот она, Мелоди Морган, подружка Бзика.
        Только я увидел ее, меня прошиб пот. В моем кабинете ей нечего было делать. Мелкие пташки сюда обычно не залетали, она фактически мечтать не смела даже взглядом сюда проникнуть, не говоря о том, чтоб влететь и устроиться в моем лучшем кресле, свесив с подлокотника ноги. Но вот она.
        - Я могу вам чем-то помочь? - спросил я.
        - О да, мистер Миллани, думаю, да. - Она взмахнула ресницами и одарила меня робкой улыбкой. - Хочу работу.
        - Работу?
        - Я певица, вы знаете.
        - Знаю. - Я поджал губы. - Но это не по моей части. Вам надо к Лумису на прослушивание или к Сигристу в актерский отдел.
        - Мистер Миллани, я говорила с ними. Им нечего предложить.
        - В трудном положении?
        Она улыбнулась.
        - Да нет… Откровенно говоря, мистер Миллани, они не считают меня очень хорошей певицей. Потому никогда не пригласят.
        - Гм.
        - И уж раз откровенно, то должна признать, что и сама не считаю себя очень хорошей певицей.
        - И, однако, думаете, что я вас возьму.
        - Да, мистер Миллани.
        - И почему же?
        - Потому что я близкий друг Бзика Уотерза.
        - Знаю.
        - Я виделась с ним довольно часто последнее время.
        - Этого я не знал. - Я-то как раз не виделся с ним и теперь ругал себя.
        - Вы занятой человек, мистер Миллани. Вы не можете за всем проследить.
        - Верно. - Верно-то верно, но за одним мне следовало проследить. Джоу, конечно, встретил бы подружку Бзика раньше или позже. Но уж лучше позже.
        - Как бы то ни было, я работу хочу, - сказала она.
        - В каком именно шоу?
        Она пожала плечами.
        - Вообще-то мне все равно. Подпишите со мной контракт. На эпизоды, замену, дубляж. - Ресницы Мелоди Морган перестали порхать, она смотрела в упор - И раз уж певица из меня никудышная, я вам подкину условие: если хотите, я совсем появляться не буду. Подпишем контракт - и конец.
        - Ну… - Я запнулся. - Мы подписываем контракт на постоянный репертуар. В случае с заменой обычный минимум на шесть месяцев…
        - Прошу вас. - Она поднялась. - Я предпочла бы контракт на пять лет. Без права расторжения. О минимуме я не думаю.
        - А о чем думаете?
        - О тысяче долларов в неделю, - пропела она мне отлично поставленным голосом.
        Я встал. Куча ответов была у меня в голове, и ни один не годился. Я мог сказать, что она чокнутая, что рехнулась, кто, она думает, она такая, с кем, она думает, она говорит. Слабо. Тут и четверым авторам Бзика не справиться Я прочистил горло и произнес:
        - Бзик знает, что вы у меня?
        Она рассмеялась.
        - Конечно же, нет. Нам с вами обоим ясно: Бзик больше ничего никогда не узнает. Не узнает, мистер Миллани? - Увидев выражение моего лица, она опять рассмеялась. - На последний вопрос я не требую, чтоб вы отвечали. Для вас это, может быть, затруднительно. Ответьте только мне о работе.
        - А если не отвечу?
        - Тогда, боюсь, мне опять придется задать этот самый вопрос. И много других. Например, что сталось с тем парнем, которого Бзик прогнал, с тем Джоу Трэскином? Я его не встречала последнее время - или встречала все-таки?
        Меня качнуло вперед.
        - Как вы…
        - Прошу вас! Теперь вы ставите меня в неловкое положение, девушка, которая была с Бзиком довольно дружна, многое знает, замечает. Не лезущие в глаза мелочи, а потом она начинает складывать одно с другим. Проверяет. Пока все не сойдется.
        - И к чему же сошлось?
        - К тысяче в неделю, - опять пропела она.
        Было единственное средство заставить ее замолчать.
        - Ладно, - сказал я. - Но вряд ли стоит напоминать вам условия: держите рот на замке.
        - Конечно.
        Сколько улаживать, устраивать пришлось бы. Сколько пришлось бы объяснять, почему я раскололся на такую сделку без права расторжения для дешевенького дрозда. Хорошо еще, не из собственного кармана денежки выложил. Других средств под рукой не нашлось. Сразу не нашлось. Вот обсужу, подумал, с Джоу…
        ***
        Джоу оказался мне не помощником.
        - Говорю, ни черта не знал, - твердил он. - Мне и в голову не пришло бы, что она о чем-нибудь догадалась.
        - Зачем было к ней соваться?
        - Сами знаете. Они с Бзиком так притерлись. Не мог я ее обойти, вот тогда бы точно неприятности начались. Вы же в курсе, он держал для нее квартирку. Она б такой шум подняла…
        - Шум? - Я завелся. - А тысяча в неделю на пять лет громом среди ясного неба! Как тебе?
        - Лихо. Но такова жизнь.
        - К черту эту жизнь!
        - Что вы хотите сказать?
        Я уставился в потолок.
        - Ну, допустим, ты держишь в доме какую-нибудь душку из живности, Джоу. Ну, канарейку. И вот она тебе надоела. Устал от ее песенок. Что сделаешь?
        Он в потолок не глядел. Он в упор глядел на меня и качал головой.
        - Знайте, - сказал он, - я комнатных пташек люблю. И эту - особенно. Пусть все остается как есть. Если я теперь за Бзика Уотерза, то уж мне бзиково. Так договаривались.
        - Но что ты нашел в этой бабенке? У тебя будет, какая захочешь. Моя Мэгги достанет тебе…
        - Не нужны мне шотландские пони. Я этой канарейкой доволен. Или вам лучше, чтоб я недоволен был?
        - Нет-нет, конечно же, Джоу.
        - Бзиком зовите. Как все. - Он наклонился ко мне. - И если желаете, чтоб все меня так звали и дальше, вам бы помалкивать. Раз с рук сошло, в другой раз удача изменит. От добра добра не ищут.
        - Хорошо.
        Только что тут хорошего. Тысяча долларов девке - уже погано, а новый номер, который выкинул Джоу, - хуже некуда. Он раньше не заносился. Дурной знак.
        Неделя не минула, тут тебе следующий, еще тревожней. Звонит и просит прийти к нему домой поговорить.
        - В девять сегодня будешь?
        Я согласился.
        Буду. И буду крут. Пора приструнить его раз навсегда.
        Джоу меня дожидался. Он чувствовал себя по-хозяйски, нацепив один из халатов Бзика с его монограммой, наклеив одну из Бзиковых широких и фальшивых улыбок. И к тому же пробовал, как я понял, Бзиковы любимые послеобеденные ликеры. Столик под бутылками прогибался.
        - Добро пожаловать в скромную обитель, - приветствовал он меня. Садись, пожалуйста.
        - Давай-ка без церемоний, - оборвал я его. - Хочу тебе кое-что сказать, а ты слушай внимательно. Пора поставить тебя на место. Откровенно говоря, мне не нравится эта твоя независимая игра. Я тут распоряжаюсь, ясно? Так вот станем работать.
        - Ну была б в том нужда, - сказал он.
        - Что?
        - Мы не станем с тобой работать. - Он оказался за письменным столом. - У меня для тебя сюрприз. Вот, погляди.
        Он пододвинул мне кучу бумаг.
        Я кинул взгляд на заголовок.
        - Контракт? И с кем - с паршивым..
        - Я тебя попрошу. Это мой будущий босс - только пять недель пробежит.
        - Но ты принадлежишь нам.
        - На три месяца и неделю с правом расторжения контракта при уведомлении за четыре недели.
        - Ты не бросишь «Полный бзик»!
        - Конечно, не брошу. Я беру шоу с собой. Нет, не название. Большую часть моих людей.
        - Твоих людей? Да кто, ты думаешь, ты есть?
        - Бзик Уотерз. И они так думают, все так думают. Твоя работа, нет. что ли?
        В горле першило. Слова давались с трудом
        - Но ты не можешь уйти…
        - За лишних семь тысяч в неделю я могу все, что угодно. Ведь ты не прибавишь столько?
        - Нет, конечно. - Я таращился на приставной столик. - У меня нет нужды. Мы с тобой одной веревочкой связаны. Нечего дергаться. Я тебя создал, я способен и поломать.
        - Не пойму.
        - Я тебе разжую. - Я улыбнулся. Улыбка далась с трудом, но я поднатужился. - Когда я вызвал тебя к Бзику в дом в тот день» я говорил, что все как распорядитель учел. И это правда. Я знал, что делаю и почему.
        Я мог избавиться от трупа, а потом позвонить тебе. Но у меня была причина позвать тебя раньше, чтоб ты мне помог. Нет, не о физической помощи речь, речь о твоем соучастии… в убийстве. Ты укрыватель, как законники говорят или скажут, только ты попытаешься меня к стенке прижать.
        - Ага, вот оно что!
        Я кивнул.
        - Может, думаешь, я не сознаюсь? Только брось меня, и сознаюсь. Суть-то в чем: погибает «Полный бзик» - я погибаю. На мне крест. Отпусти я тебя, и я на ТВ банкрот. Я жизнь вложил в это дело. Если я теряю его, я теряю все остальное. Поэтому предупреждаю: уйдешь - заговорю. Когда меня посадят на электрический стул, ты будешь сидеть у меня на коленях.
        - Не остановишься ни перед чем?
        - Нет, - сказал я. - Я свое слово держу.
        - Ты убийца, - пробормотал он. - Вот истинная причина, из-за которой я подписал новый контракт. Да-а, просчитался я.
        - Что ты имеешь в виду?
        - Помнишь, - сказал он, - когда в тот день я явился на твой звонок, ты объяснил: несчастный случай. И я готов был поверить. Был настроен спасти тебя, а еще больше - спасти людей в твоем шоу. В конце концов что им за польза, если бы я тебя заложил. И я включился в игру.
        А потом понял: ты настоящий убийца. На другое же утро понял после того, как ты попросил меня помочь избавиться от Мелоди. Только настоящий убийца, Миллани, может так мыслить. Вот тогда я и решил уйти от тебя. И я это сделаю.
        - Не пытайся, - я прошептал. - Заговорю.
        Он покачал головой.
        - Ты забыл. У меня алиби.
        Я уставился на него.
        - Да, алиби, Мелоди. Она поклянется, что я провел тот день с ней. И я выйду сухим из воды. - Он ухмыльнулся. - Сказать откровенно, я действительно провел часть дня тогда с ней. Меня видели, как я к ней входил. Но никто не видел, к счастью, как я выходил.
        Я выдавил из себя:
        - Но ты не был у Мелоди. Ты тогда даже знаком с ней не был. Даже ее не встречал, пока Бзик не умер.
        Он опять ухмыльнулся.
        - У меня для тебя сюрприз: Бзик не умер.
        - Но…
        - Ты убил Джоу Трэскина, - прошептал он. - Я - Бзик Уотерз.
        Я стоял и глядел на столик. Он кружился передо мной.
        - Давай-ка без дураков, - сказал он. - Ты накрыл меня дома, когда позвонил, булькая от возмущения. На репетицию мне не хотелось, мне не хотелось слушать твой бред. Ты грозил тут же явиться.
        Вот и задумал я хохму. Я позвонил Джоу и велел ему мчать ко мне на такси. Он примчал, и я сказал, что беру его обратно дублером при условии, что он подставит себя под удар, когда ты заявишься. Мы выпили, и он согласился. Только боялся, что хозяйка в меблирашках присвоит его вещички, потому что он ей давно задолжал. Я сказал: нет проблем, он даст мне свой ключ, я к ней заеду и все улажу, а потом привезу его барахлишко. Таков был уговор.
        По дороге я к Мелоди заскочил. И мы обхохотались, представляя, как ты мечешь громы и молнии на беднягу Джоу. Потом от нее я мотанул на квартиру к Джоу. И как раз ты позвонил.
        Нет, я ни о чем не догадывался. Пока не вошел и не увидел тебя… и Джоу. Болван бутылку, наверное, из рук не выпускал, как я уехал. Я его не сужу, ему не хотелось с тобой встречаться. Вот так хохма для него вышла, а?
        Но ты рассказал про несчастный случай, и я решил играть дальше. Вот уж когда пошла большая игра - когда ты заключил со мной сделку, чтоб я играл самого себя! Я про такое, черт возьми, еще не слыхал, кто поверит! И потому мне бояться нечего. Никто не поверит, чтоб я помог тебе отделаться от трупа моего двойника, только б играть самого себя! Это лишено всякого смысла, ведь у меня нет мотивов. А у тебя мотивы есть. У меня же - Мелоди и алиби.
        Он затрясся от смеха.
        - А Мелоди! Это был высший класс, тот номер, что я подсказал, - вымогательство. Говорила, ей казалось, ты прямо рехнешься!
        Я шевельнулся, если б мог.
        - Ты ее надоумил? - прошептал я. - Ты вздумал через нее меня шантажировать?
        Он кивнул.
        - Так ведь хохмы ради, я же сказал. Мое лучшее шоу. Учудил так учудил. Но у тебя нет чувства юмора, нет же? Не понимаешь, что это такое - комик, ты-то просто распорядитель. Или был им. - Он помахал контрактом. - Когда я уйду, поглядим. Тебе нечем меня остановить, тебе с твоим административным умишком…
        - А вот и есть чем! - крикнул я. Ко мне разом вернулись голос и быстрота действий. Я схватил со стола бутылку, поднял ее и опустил, снова поднял и опустил, и, даже когда бутылка разбилась, поднимал, опускал ощерившийся осколок в руке.
        Та же сцена, что тогда, по новой. Одно отличие: теперь неоткуда было вытребовать двойника. И больше я своим административным умом не владел.
        Бзик Уотерз правду сказал в конце концов. Я - убийца.
        И что теперь убийце делать?
        Перевела с английского Наталья ПАДАЛКО
        Рисунки Вячеслава ЛОСЕВА
        notes
        Note1
        Мьючуэл филм корпорейшн» - основанная в 1912 году кинокомпания, известности которой способствовал Чарли Чаплин, в 1916 году сделавший по контракту с «Мьючуэл» несколько блестящих комедийных картин. В конце двадцатых годов компания слилась с «Рэйдиоу - Кит-Офиум» (РКО).
        Note2
        Выборочные опросы телезрителей или радиослушателей по телефону во время трансляции передачи для определения ее популярности
        Note3
        Пригород Нью-Йорка с еврейским населением
        Note4
        Милтаун - транквилизатор

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к