Библиотека / Любовные Романы / СТУФ / Токарева Виктория : " Будет Другое Лето " - читать онлайн

Сохранить .
Будет другое лето Виктория Самойловна Токарева
        Повести и рассказы #
        Виктория Токарева
        Будет другое лето

* * *
        Вечером мне позвонила из Ленинграда Майка и спросила:
        - Ты на свадьбу ко мне приедешь?
        - У меня разлад мечты с действительностью,- сказала я.
        - Что?!
        - Я хотела бы подарить тебе шубу, а могу только зубную щетку.
        - Привези щетку, у моей как раз отломилась ручка.
        Я представила себе, как приеду в Ленинград, как мне удивятся и обрадуются.
        - Если тебя не будет…- У Майки ослаб голос.
        - Не реви,- посоветовала я.- У тебя только три минуты.
        - А приедешь?
        - Приеду.
        Утром я провожаю своего брата Борьку на работу. Сижу, подпершись ладошкой, гляжу, как он ест и пьет.
        Глаза у Борьки синие, как у мамы, выразительные. Они могут выражать все, что угодно, но Борька этим преимуществом не пользуется и ничего своими глазами не выражает. Ест сырок, помахивая вилкой.
        Мой брат - раб своего организма. Когда он хочет есть или спать, ему не до духовных ценностей.
        - Вкусно?- спрашиваю я.
        - Резина,- говорит Борька и принимается за другой сырок.
        Уходя, он пересчитывает мелочь.
        - Тебе оставить?
        - У меня есть.
        - Я оставлю двадцать копеек,- великодушно решает Борька и уходит, щелкнув замком.
        Итак, у меня двадцать копеек. На них я должна пообедать, съездить в редакцию, купить Майке подарок и взять билет на Ленинград.
        Раньше, когда была жива мама, она беспокоилась о Борьке, потому что он рос слабый и болезненный. Сейчас о нем беспокоюсь я, и Борька не представляет, что можно беспокоиться еще о ком-нибудь, кроме него.
        Я сижу и думаю, где достать денег: во-первых, у кого они есть; во-вторых, кто их даст. Можно взять у Татьяны, соседки справа. У нее есть, и она даст, но на это уйдет два часа.
        Татьяна - борец за правду. Она все время решает со мной общечеловеческие вопросы, при этом крепко держит за рукав, чтобы я не убежала.
        Поначалу ее интересовало - отчего врачи, несмотря на ответственную работу, получают маленькую зарплату. Сейчас, когда зарплату врачам повысили, мою соседку заинтересовал вопрос о человеческой неблагодарности: почему люди часто не помнят хорошего и на добро отвечают злом?
        Я каждый раз не знаю, почему это происходит, и каждый раз коченею от тоски.
        Я иду за деньгами к Игорю - соседу напротив. Игорь закончил станкостроительный институт и работает в журнале «Крокодил», помещает в нем карикатуры и изошутки.
        Когда была кампания против взяточничества, Игорь рисовал краснорожего взяточника. Когда стоял вопрос, чтобы не скармливали хлеб свиньям, он рисовал краснорожего мужика, который сыплет свиньям крендели и булки.
        - Привет!- весело говорю я.
        Игорь поднимает встревоженные глаза.
        - Сколько тебе?
        - Тридцать рублей.
        - И все?
        - Все.
        Игорь радостно подхватывается, приносит мне деньги. Видно, боялся, что попрошу тысячу.
        - Ты думал, я больше попрошу?
        - Кто тебя знает.- Игорь снова усаживается за стол.- С твоим-то размахом.
        Все думают обо мне, будто я живу с размахом. У меня в руках две бумажки, двадцать пять рублей и пять. Теперь я реально чувствую, что уеду сегодня в Ленинград.
        - Ну как?- спрашиваю…
        Игорь пожимает плечами и бровями.
        Ему понятно, о чем я спрашиваю, а мне понятно, что он отвечает: уже два года он собирается жениться и все прикидывает, что он от этого потеряет, а что приобретет.
        - Брось,- говорю я,- не рассчитывай. Все равно всего не учтешь.
        Возвращаюсь в свою комнату. С порога слышу телефонный звонок. Бегу, опрокидывая стулья. Сдергиваю трубку.
        - Да!
        - С вами говорит Дин Рид.
        - Что тебе надо?- Я вдруг чувствую усталость, сажусь на стул.
        - Выходи за меня замуж!
        Я уже поняла, что звонит не Дин Рид, а Сашка Климов; и поняла, что американский певец сейчас в Москве на гастролях.
        Сашка держит меня в курсе всех событий: когда было перешито сердце, Сашка тут же позвонил, представился Кристианом Барнардом и спросил: не хочу ли я за него замуж?
        Сашка влюблен в меня. Об этом известно всему курсу.
        И мне известно. Прежде мне это нравилось, сейчас раздражает.
        - Сашка,- говорю,- зайди в деканат, скажи, что меня неделю не будет.
        - А где ты будешь неделю?
        - Я уезжаю в Ленинград на свадьбу.
        - Неуважительная причина,- замечает Сашка. Он ведет на курсе профсоюзную работу, знает законы.
        - Тогда скажи - на похороны.
        - На чьи?
        Я перетряхиваю в голове всех родственников. К родственникам я не привязана, но смерти им не желаю.
        - Почему свадьба - не причина?- торгуюсь я.
        - Ведь свадьба не твоя.
        - Похороны тоже не мои.
        Странное дело: чем бы ни начинался наш с Сашкой разговор, кончается обязательно тем, что мы ссоримся.
        - При чем тут я?- раздражается Сашка.- Не я ведь придумываю порядки…
        Я бросаю трубку. Сашка действительно ни при чем, и порядки ни при чем. Просто я жду, что позвонит другой человек, а он не звонит.

* * *
        Я иду в парикмахерскую. Хочу сделать прическу, чтобы нравиться.
        В парикмахерской очередь. Все хотят нравиться. Все ждут мастера Зою. Мне безразлично, у кого причесываться, я потом все равно переделаю по-своему.
        Я сижу в кресле перед высоким зеркалом, вижу в нем себя и парикмахершу. Парикмахерша тоже смотрит в зеркало, видит в нем только себя. По выражению ее лица ясно - она очень довольна тем, что видит. Бигуди кладет редко и неровно, но я стесняюсь сказать об этом. Я понимаю, что посажена в кресло из милости и вообще по сравнению с парикмахершей ничего не стою.
        - Сушиться сорок минут,- предупреждает парикмахерша. Я понимаю, что на эти сорок минут у нее планы и чтобы я не вздумала соваться со своими.
        Под феном душно, но я не обращаю внимания. Я сочиняю стихи. Это мое основное занятие в жизни. В перерыве между стихами я учусь в институте. Как говорит Борька - учусь на врача. Я вообще люблю участвовать в жизни других людей: сватать, советовать, лечить. Лечить мне пока не приходилось, а сватать и советовать - довольно часто. Пока от этого у меня одни неприятности.
        Помогать людям - своеобразный эгоизм. Я не знаю, кому это больше нужно - людям или мне. Наверное, обеим сторонам.
        Сочинять стихи, навязывать свое «я» - тоже своеобразный эгоизм. Но здесь это нужно только мне. Людям это безразлично. Они даже не знают об этом.
        Качества своих стихов я пока не уяснила. В редакциях говорят «хорошие», но печатать не берут. Наверное, боятся, что не сумеют поддерживать журнал на уровне моих стихов.
        Через сорок минут я возвращаюсь в кресло.
        - Вам с начесом?- строго спрашивает парикмахерша.
        - Так и так…- осмелев, я делаю вокруг головы несколько жестов.
        - Я так не знаю,- одергивает меня парикмахерша.
        - Делайте, как знаете.
        Парикмахерша делает, как знает. Я бормочу благодарные слова и, оставив чаевые, иду в гардероб. Там достаю расческу и начинаю раздирать дремучий начес.
        Очередь смотрит с интересом. Предусмотрительная очередь ждет Зою, у которой обеденный перерыв.
        Зоя беседует с кассиршей, при этом ест калорийную булочку, запивая молоком из бутылки. На ее месте я поставила бы на столик бутылку, положила булочку и со всех ног бросилась на «Мосфильм» сниматься в главной роли. Никогда не видела таких редкостно красивых девушек. Зоя поставила на столик бутылку, положила булочку и подошла ко мне. Вытащив из кармана металлическую расческу, стала укладывать мои волосы сзади и сбоку. Я смотрела в зеркало на нее, она - на мои волосы. Они лежали небрежно и точно как на портретах из польского журнала «Экран».
        - Спасибо,- сказала я.
        - Пожалуйста,- ответила Зоя и спрятала расческу.
        Иду по коридору редакции, читаю таблички на дверях: «Главный редактор». Это не то, вернее, то, но он меня не звал. «Литературный консультант Трофимов С.А.». Этот меня звал.
        Я открываю дверь, но Трофимова не вижу, а вижу двух мальчишек, которые сидят на диване и беседуют. Один из них бородат, другой в женской кофте крупной вязки. Молодые дарования.
        - Проходите,- приглашают дарования,- садитесь. Трофимов сейчас придет.
        Я прохожу и сажусь, но не на диван, а на стул. Отвернувшись, гляжу в окно, вижу в стекле контуры своей головы и плеч.
        Вошел Трофимов, стал беседовать с мальчишками, а я вытащила из портфеля «Правду», стала читать заголовки. Я читала заголовки, чтобы куда-нибудь деть глаза.
        Мальчишки ушли. Трофимов стал смотреть на меня, потом сказал с каким-то даже ужасом:
        - Как вы талантливы…
        Это было подозрительно хорошее начало. Я опустила глаза, ждала, когда он скажет:
«Хорошо, но мы не напечатаем».
        - Очень интересно,- сказал Трофимов,- но мы не можем напечатать…
        Больше ждать было нечего.
        - Почему?- Я посмотрела ему в лицо. Увидела длинное расстояние от носа до верхней губы. Удобно бриться.
        - Маленькие проблемы.
        - Маленькие - это тоже большие.
        Трофимов развел руками.
        - Непонятно, где живет ваш герой.
        - Мой герой влюблен,- сказала я,- а влюбленные везде примерно одинаковые.
        Трофимов щелкнул языком, как Мастроянни в фильме «Развод по-итальянски», и стал смотреть в окно.
        В литературных консультациях почему-то никогда не работают настоящие поэты. Наверное, потому, что им некогда.
        Из редакции я еду на Ленинградский вокзал. Сейчас куплю билет и ночью уеду в Ленинград.
        У каждого живущего на земле есть такое место, где ему всего уютнее. Мое место - Ленинград.
        Здесь я родилась. На Васильевском острове мой дом, из которого я каждое утро, опаздывая, выбегала в школу. Мама высовывалась в форточку и кричала вслед: «Не беги!» - боялась, что я вспотею и простужусь. А когда я возвращалась обратно, мама звала: «Иди скорее!» - боялась, простынет обед. Мама всегда чего-то боялась.
        В Ленинграде живет моя подружка Майка. Дружба у нас чисто женская. Самым большим праздником в Майкиной жизни были те дни, когда я получала двойку. А так как Майка училась хуже, то у меня таких праздников было больше.
        В Ленинграде я пережила свою первую любовь. Мне было 12 лет, а ему 13. Его звали во дворе Пони за маленькое туловище и большую голову.
        Может быть, существуют более яркая первая любовь и более искренняя первая дружба, но других первых у меня не было. Все, что было потом,- второе.
        Я люблю Медного всадника и решетку Летнего, куда приводят туристов. Люблю обшарпанную Выборгскую сторону. Мне нравится просто бродить по улицам, я узнаю их и не узнаю. От этого мне грустно и хочется жить лучше, ярче, чем я живу сейчас.
        Я иду к вокзалу и улыбаюсь. Представляю, как вбегу в темный, пахнущий кошками Майкин подъезд. Как мне откроют дверь, шумно удивятся и шумно обрадуются. Как будут кормить меня, поить и смотреть с восхищением. А я в этих взглядах почувствую себя легко и блаженно, будто в теплой ванне. Захмелевшая, буду рассказывать о себе в Москве: как живу на Борькину зарплату, как меня не печатают, как схожу с ума по женатому человеку. А все будут слушать, смеяться и завидовать. Им тоже вдруг захочется есть плавленые сырки, захочется бесперспективной любви.
        Я подхожу к вокзалу и улыбаюсь.
        Неожиданно, как из карточной колоды, передо мной возникает цыганка - темнолицая, с плохими зубами. Не Кармен.
        - Зачем спешишь, красавица? У тебя не будет дальняя дорога…
        - Почему?- Я с удивлением смотрю в ее круглые глаза с черными точечками у зрачков.
        Цыганка быстро отводит меня к вокзальной стене, начинает торопливо говорить насчет того, что я простая и нехитрая - от этого у меня все неприятности. Я слушаю, морщась от напряжения, не могу разобрать половины слов. Говорит она без пауз и без интонаций, с каким-то неясным акцентом, и такое впечатление, что сама не понимает, о чем говорит.
        - Что, что?- переспрашиваю я.
        - У тебя деньги есть?- раздельно интересуется цыганка, хотя перед этим говорила явно другой текст.
        Я достаю из кармана мелочь.
        - Не жалко?
        Я на минуту задумываюсь, потом трясу головой. Не жалко.
        Какие могут быть разговоры, если за несколько медяков получу профессиональную информацию: что у меня было, что будет, чем сердце успокоится.
        Цыганка начинает что-то бормотать. Я жду. Вижу еще нескольких представительниц вольнолюбивого племени, худых от подвижного образа жизни. Бродят в платках и длинных юбках, ищут другую такую дуру, как я.
        Воспользовавшись моей задумчивостью, цыганка дергает меня за челку, выдирает оттуда несколько волосков, начинает дуть на них. Потом спрашивает:
        - Кого тебе показать, врага или короля?
        Я думаю: враги у меня несерьезные, а короля хорошо бы знать в лицо, чтобы не пропустить при встрече. Не принять за кого-нибудь попроще.
        - Короля!
        Цыганка делает внезапный мистический жест, и я вижу в ее сухой руке маленькое зеркальце, какое продают обычно в «Галантерее» за 30 копеек. Это зеркальце на уровне моего лица, я заглядываю туда и вижу свой нос, рот и угол щеки.
        Короля я там не увидела. Собралась было удивиться вслух, но у цыганки была своя программа.
        - У тебя бумажные деньги есть?
        У меня лежала в сумке сиреневая 25-рублевая бумажка, но мне почему-то не хотелось извещать об этом свою собеседницу.
        Цыганка заметила следы борьбы на моем лице. Поняла меня верно.
        - Ты мне не веришь?
        - У меня нет денег,- нерешительно сказала я.
        - Ты что, не веришь?- Цыганка широко раскрыла очи черные, очи жгучие.
        Мне стало неудобно, я достала деньги и, чувствуя, как во мне все сопротивляется этому жесту, протянула их цыганке. Она взяла хрустнувшую бумажку, я все еще не выпускала ее из рук. Мы некоторое время стояли так - она тянула к себе, я к себе. Что чувствовала при этом цыганка, я не знаю. Во мне шла борьба темного со светлым, подозрительности с верой в человечество. Светлое начало победило. Я разжала пальцы, и деньги исчезли в темном кулачке. Цыганка зачем-то стала мять новенькую бумажку. Мяла-мяла, она становилась все скомканнее и меньше. Я больше не глядела по сторонам и ни о чем постороннем не думала. Я не сводила глаз с этого кулачка.
        Цыганка тем временем перестала двигать пальцами, разжала кулак и показала мне пустую ладонь. Она показала мне фокус.
        Боясь поверить, я спросила:
        - А где деньги?
        - Улетели.
        - Куда?
        - Туда.- Цыганка показала куда-то вверх.
        Я посмотрела в этом направлении, но денег не увидела, а увидела большие, светящиеся неоном буквы «Ленинградский вокзал».
        - Послушайте,- тихо сказала я,- отдайте мне их обратно. Пожалуйста. Я вас очень прошу.
        При слове «очень» мои глаза наполнились непролившимися слезами, руки я стиснула перед грудью и в этот момент походила со стороны на камерную певицу.
        Цыганка вдруг сказала мне грубое слово. Это было неожиданно, но не удивило меня. Меня удивило то, как переменились ее глаза. Я никогда не представляла себе, что на человеческом лице могут быть такие глаза.
        К моей цыганке стали подходить остальные, хотя с меня было вполне достаточно одной. Я повернулась и пошла от вокзальной стены. Иногда останавливалась, мотала головой, как лошадь. И все люди, идущие навстречу, казались цыганами.
        Раньше, прошлый год, когда мне везло или не везло, я шла к нему домой, на Смоленскую. И сейчас я иду к нему, но не на Смоленскую, как раньше, а на Таганку. Там его мастерская.
        Я звоню в дверь и пугаюсь, что его нет. Но он есть.
        Он отпирает и смотрит на меня.
        - Поздоровайся со мной,- говорю.
        Он молчит. Лицо такое, будто слушает музыку - «Лунную сонату».
        Прохожу мимо него в прихожую, оттуда в комнату.
        На полу разложены рисунки - один к другому. То ли он сушит их подобным образом, а может, ему удобнее с высоты двухметрового своего роста глядеть на дело рук своих.
        Останавливаюсь перед рисунками, ничего не вижу, кроме черно-белых пятен.
        - Я пришла взять очки,- говорю, глядя в пол.
        Месяц назад я забыла у него очки от солнца. Сейчас осень, очки не нужны. Он это понимает. Я знаю, что он это понимает.
        Мы молчим. Он смотрит на меня. Я - в пол.
        Вдруг из черно-белых пятен различаю среди заснеженных деревьев спину мальчика. Мальчик идет в школу: в одной руке несет портфель, в другой - мешочек для галош. По тому, как отведен портфель, как натянута веревочка, по линии плеч вижу, что мальчику не хочется идти в школу.
        - Нравится?
        - Непонятно,- говорю,- в какой стране живет твой мальчик.
        - Мальчики во всех странах одинаково не хотят ходить в школу.
        Не надо мне было на него смотреть.
        - Принеси очки.
        Он отделяется от стены, подходит ко мне. Обнимает.
        Моя щека помнит его щеку. Рука - его плечо. Будто когда-то уже было так же, тысячу лет назад. При первом моем рождении. Была эта же комната. Стояла такая же напряженная густая тишина. Он целует меня. И это я тоже помню. Отвожу лицо.
        - Не надо.
        - Почему?
        - Не надо.
        Это я из самолюбия. Кому оно нужно сейчас, мое самолюбие…
        - Ты извини, что я не звонил.
        Зачем извиняться? Не звонил и не звонил.
        Я вижу его ухо и край щеки, тлеющий румянцем. В линии затылка и спины есть что-то невзрослое. Молчит, мотает на указательный палец короткую нитку. Потом перестает мотать, смотрит через глаза прямо мне в душу.
        - Неужели ты не понимаешь?
        Я все понимаю. На Смоленской, в двадцати минутах езды на метро, живет маленький незнакомый мальчик. Его сын.
        - Я все понимаю. Ты хочешь, чтобы были и волки сыты и овцы целы.
        Он встает, отходит к окну. Кажется, я добилась своего - ему неприятно. Но мне не легче. Мне от этого еще хуже.
        На окно налипли сумерки. В комнате темно. От зажженного за окном фонаря на полу косая зыбкая тень рамы. И мне кажется - это наш дом. Встретились вечером, каждый после своих дел, и не надо расставаться. Ни сегодня, ни завтра. Никогда.
        Я осознаю вдруг, что если сейчас зажечь свет - исчезнет тень на полу. Обозначатся голые стены. Дом не мой. Он не мой. Ощущение сиюминутности.
        Я не хочу зажигать свет. Хочу, чтобы все осталось так, как сейчас. Говорю:
        - Зажги свет.
        - Не надо,- просит он.- Так лучше.
        - Поздно. Отвези меня домой.
        Хоть бы не послушал.
        Наша машина идет среди других машин и внешне ничем от них не отличается.
        Он курит молча. Лицо отчужденное - такое впечатление, будто мы поссорились.
        Я смотрю на его профиль, на рукав пальто. Мне кажется, что едем мы в последний раз и видимся в последний раз. Я мысленно ласкаю его, говорю самые нежные и нужные слова, каких я ему никогда не говорила раньше, а теперь и подавно не скажу.
        Он переключает скорость. Я боюсь скоростей, но сейчас мне хочется, чтобы он ехал еще быстрее, хочется врезаться во что-нибудь, чтобы больше не думать. Спрашиваю:
        - Ты на похороны мои придешь?
        - Если будет время,- говорит он и выкидывает папиросу через опущенное стекло.
        Машина останавливается против моего дома. Мне хотелось бы ехать долго, но мы уже приехали.
        - Ты так ничего и не поняла,- говорит он.
        - До свидания.- Я дергаю ручку и выхожу из машины.
        Есть такое выражение: через силу. Это, наверное, когда сила тянет в одну сторону, а ты идешь в другую.
        Я вхожу в комнату. Не раздеваясь, в плаще и косынке, сажусь на тахту.
        Борька опускает газету, глядит на меня.
        - Ты чего?
        - Ничего.
        Как неэкономно устроена жизнь. Даже старые, изношенные платья не выбрасывают, а рвут на тряпки и используют в хозяйстве. А такая редкость, как любовь, если она не нужна тому, на кого направлена, то она вообще никому не нужна. Никому не нужны моя любовь, талант и преданность.
        - Перестань курить. Мне душно.
        - А куда я пойду курить?- Борька несколько раз сильно затягивается, потом винтообразным движением тушит папиросу в пепельнице. Вокруг него зыбким голубым туманом плывет дым.
        - Открой окно,- прошу я.
        - Мне будет холодно спине.
        - Эгоист!- Я чувствую, как от слез тяжело и неудобно глазам.- Ну почему вы все такие эгоисты?
        - Это ты меня на «вы» называешь?- уточняет Борька.
        В этот момент на кухне раздается грохот, будто выстрелили из ружья. Исходя из прошлого опыта, догадываюсь, что это с плиты свалилась сковорода. Она свалилась на бутылки из-под кефира, которые стоят возле плиты.
        - Знаешь что, ты или бутылки убирай, или сковороду клади в другое место. Обратно у тебя все летит.
        Борька любит слово «обратно»: у меня «обратно порвались носки» или «ты обратно все делаешь наоборот».
        Ночью я еду в Ленинград. Деньги мне дала Татьяна, причем довольно быстро, не выясняя смысла жизни.
        - Спасибо,- сказала я.
        - Пожалуйста,- ответила Татьяна.
        Так и бывает в жизни, когда человек выручает человека. «Спасибо»,- говорит один.
«Пожалуйста»,- отвечает другой.
        Я еду в свой город на чужую свадьбу, везу в подарок дымчатые очки, каких не достанешь. Сейчас, правда, осень, очки не нужны. Но ведь будет другое лето.

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к