Библиотека / Любовные Романы / СТУФ / Токарева Виктория : " Где Ничто Не Положено " - читать онлайн

Сохранить .
«Где ничто не положено» Виктория Токарева
        #
        Виктория Токарева

«Где ничто не положено»

* * *
        У меня есть приятель, которого зовут Дориан. Он постоянно занят тем, что ищет смысл жизни, и презирает меня за то, что я не делаю этого. А я действительно не ищу. Я его знаю.
        В данную минуту я сижу за столом, гляжу на своего ученика и думаю о том, что надо будет пойти и взять у Дориана ключ от его однокомнатной квартиры.
        Я заранее знаю, какой у нас будет с Дорианом разговор, и мысленно проговариваю текст про себя. Пока я готовлюсь к предстоящей беседе, мой ученик Миша Косицын играет сонатину Клементи.
        - Четыре и, раз и, два и… - гнусаво считает Миша и колотит по желтым потрескавшимся клавишам. Локти у него висят, пальцы стоят неверно. Надо бы подойти, поправить руку, но мне лень подниматься.
        Сижу и думаю о предстоящем свидании.
        Мы познакомились вчера в метро. Я запомнил имя - Гелана, я никогда раньше такого имени не слышал. И запомнил шапку - таких я тоже раньше не видел. Если Гелана придет сегодня в другой шапке, я просто не узнаю ее.
        Я очень люблю бывать в обществе женщин. С ними я чувствую себя талантливее и значительнее, чем это есть на самом деле. И женщины любят бывать в моем обществе, потому что у меня хороший характер. Я ни от кого ничего не требую, и со мной легко.
        - Дальше,- говорю я Мише.- Что там у тебя дальше!
        - Ригодон,- тоненьким голосом отвечает Миша.
        - Выучил?- спрашиваю, хотя понимаю, что вопрос этот праздный и риторический.
        - Я учил,- говорит Миша, и уши у него становятся красными.
        - Выучил или нет?- снова спрашиваю я и гляжу на часы. До конца урока осталось десять минут. Я предпочел бы не дожидаться конца, но за дверью сидит Мишина бабушка и тоже, наверное, смотрит на часы.
        - Пожалуйста,- говорю я.
        - Три и раз… - кричит Миша. Я понимаю, что мелодии он не слышит совершенно, а процесс счета его занимает гораздо больше, чем процесс игры.
        В евангелии от Матфея сказано: «Где ничто не положено - нечего взять». В моих учениках, за редким исключением, ничто не положено. Почти все они без слуха, почти все провалились в музыкальной школе и теперь учатся в клубе просто так, для себя. Вернее, не для себя, а для своих родителей.
        - Ре-диез,- поправляю я и снова смотрю на часы.
        Миша перестает играть, глядит сначала на правую руку, потом на левую. Он не понимает, где нужно взять ре-диез.
        - Хватит,- не выдерживаю я.- В следующий раз то же самое.
        Миша поднимается из-за пианино розовый и взмокший. Он стоит, смотрит в пол, мучаясь и мечтая выскочить скорее из класса. Я мечтаю об этом же самом, но почемуто задерживаю своего ученика. Я говорю ему о пользе учения вообще и музыкального образования, в частности. О гармоническом развитии личности. О том, что сейчас Миша этого не ценит, а когда вырастет большой и сумеет оценить,- окажется уже поздно. И вот тогда-то Миша не сможет укусить свой локоть, который тем не менее будет очень близок.
        Закончив беседу, я взглядываю на часы и, убедившись, что Мишине время истекло, выхожу с ним в коридор. Я выхожу, чтобы направиться к Дориану, но меня останавливает Мишина бабушка.
        - Ну как?- спрашивает бабушка и смотрит с мольбой и с благоговением. Она так на меня смотрит, потому что я учитель. Учу ее внука благородному делу.
        - Мало занимается,- строго говорю я.
        Старуха горестно кивает, в руках у нее Мишина папка и Мишине пальтишко с заплатой на локте.
        - А что делать? Как заставить? Мы уж бьем…
        Старуха смотрит мне прямо в рот и ждет разумного совета. Самое разумное, что я мог бы предложить,- поменять Мише учителя. Но предлагать такое не принято, поэтому я говорю бабке то, что ей хочется от меня услышать. Я говорю, что внук у нее умный и серьезный, что он образумится, возьмет себя в руки и выучит, наконец, ригодон и сонатину Клементи.
        Бабка радостно кивает, она верит каждому моему слову.
        Людям свойственно надеяться и верить в хорошее.
        Чтобы попасть к Дориану, надо спуститься ниже этажом. Я спускаюсь ниже этажом, иду через актовый зал.
        В актовом зале обычно репетирует оркестр Московского радио. Они снимают в этом клубе помещение.
        Сегодня репетиция уже закончилась, музыканты почти разошлись. На сцене задержалась девушка-скрипачка. У нее светлые волосы, клетчатая юбка, и она похожа на немку. Девушка прижалась щекой к скрипке, отставив смычок, делает пиццикато. Я останавливаюсь, гляжу на нее и вспоминаю свое студенчество, то время, когда учился в Гнеси иском институте и собирался завоевать мир.
        Дориан обходит своих учеников, раздает им ноты и медиаторы-Дориан руководит оркестром Народных инструментов, поэтому у него полные карманы пластмассовых медиаторов. Для себя он держит отдельный - черепаховый.
        Дориан видит меня, выходит из класса и прикрывает за собой дверь. Глаза у него настороженные - он тоже знает предстоящий разговор и тоже, наверное, готовился к нему.
        - Ты что сегодня делаешь?- спрашиваю.
        Вместо ответа Дориан достает из-за пазухи афишу и разворачивает передо мной. С афиши на меня снисходительно смотрит мой сокурсник Толька Беляев. Под портретом большими красными буквами написана его фамилия, а пониже синими - Толькина программа: Бетховен, Спендиаров, Григ.
        Ничто так не огорчает, как успех товарища. Я смотрю на красные буквы, на синие и говорю Дориану:
        - Так что ты сегодня делаешь?
        - Когда?- уточняет Дориан.
        - Ну, с семи до десяти…
        - Я иду в библиотеку сразу после работы.
        - Очень хорошо,- говорю.- Я приду к тебе в гости, часов в семь.
        - Как же ты придешь, если меня не будет?- наивно удивляется Дориан.
        - А ты дашь мне ключ,- объясняю я.
        Сейчас скажет: «Не дам».
        - Не дам,- говорит Дориан.
        - Почему?- ласково интересуюсь я.
        Сейчас он скажет, что ему противно.
        - Мне противно,- говорит Дориан.
        Он нервничает, потому что знает: через десять минут, когда он окончит монолог, ключ будет у меня в кармане.
        У Дориана очень дряблая воля, из него никогда бы не получился дрессировщик диких зверей. Дикие звери съели бы Дориана на первой же репетиции.
        Через десять минут с ключом в кармане я возвращаюсь к своим дорогим ученикам.
        Скрипачка уже ушла. Вместо нее на сцене с веником в руках стоит наша уборщица тетя Фрося. В одну из ее обязанностей входит не пускать в клуб хулиганов. Хулиганов тетя Фрося не пускает, да они и не стремятся. Все хулиганы района давно усвоили, что связываться с тетей Фросей неразумно. Затрачиваемая энергия намного превосходит отдачу.
        Чтобы добиться в жизни успеха, надо уметь хотеть. Желать страстно. Вот тетя Фрося страстно охраняет клуб. Я страстно хотел завоевать мир - и не завоевал. А Толька Беляев, кстати, никогда не хотел завоевывать мир. Он хотел только играть.
        Гелана пришла в шапке. Стояла возле памятника Маяковскому, и по тому, как она стояла, чувствовалось, приготовилась ждать долго.
        Я подошел, невидимый со спины, и, улыбаясь, представлял, как трону ее сейчас за плечо, как она обернется и обрадуется, и мы вместе пойдем по улице, и она начнет молоть чепуху.
        Я уже протянул руку, но в последний момент почемуто вдруг смутился. Стоять с протянутой рукой было неловко, и я все же тронул ее за плечо.
        Далее действие начало развиваться странным образом: она действительно обернулась, но не удивилась, как я предполагал, и не обрадовалась, а посмотрела так, будто пыталась вспомнить, кто я и почему здесь стою.
        - Здравствуйте,- вежливо поздоровался я, давая понять, что мы хорошо знакомы.
        Гелана прищурилась, у нее было такое лицо, будто она решала в уме арифметическую задачу, и, ничего не сказав, пошла через площадь.
        Я не знал, идти мне за ней следом или в противоположную сторону. Она остановилась. Я воспринял это как приглашение и подошел.
        - Дайте мне две копейки,- потребовала Гелана.
        Я вытащил мелочь, отобрал для нее монету.
        - Я сейчас,- предупредила она и пошла к автоматной будке.
        Я глядел, как она ступает в высоких сапогах, глядел на необыкновенную эту лохматую шапку и чувствовал смутное беспокойство.
        Через минуту Гелана вернулась и сказала:
        - Сначала занято, потом никто не подходит. Длинные гудки.
        Мы пошли по улице Горького, мимо зала Чайковского. Я вспомнил, что последний раз был в зале Чайковского два года назад.
        - Куда мы идем?- неопределенно поинтересовался я.
        - К моей подруге,- сказала Гелана.- Я должна занести ей конспект.
        - А это надолго?- Мне очень не хотелось заносить подруге конспект.
        Гелана ничего не ответила, потом посмотрела на меня и спросила:
        - Что?
        Очень тонкое общение.
        Дверь открыла подруга. Я заметил, что личико у нее бледненькое, а уши торчат перпендикулярно плоскости головы.
        Они переглянулись с Геланой, как заговорщики, и скрылись на кухне, а я остался стоять возле двери.
        Постояв так минут десять, я решил уйти по-английски, не прощаясь. Но в этот момент, когда я решил уйти, про меня вспомнили.
        - А почему вы здесь стоите?- удивилась Гелана, высунувшись из кухни.
        Это был довольно сложный вопрос, и я не сразу нашелся, как на него ответить.
        - Проходите, пожалуйста!- гостеприимно откликнулась подруга и поманила меня пальцем.
        Я правильно прочитал этот жест и доверчиво пошел следом за подругой. Она привела меня в комнату, а сама ушла обратно на кухню.
        Кроме меня, в комнате оказалась старуха в штапельном платке с маленькой девочкой на руках.
        - А кто это пришел?- громко спросила старуха у девочки.- Это папа пришел?
        Девочка поглядела на меня серьезно и подозрительно и вдруг заплакала.
        Я смутился, хотел выскочить за дверь, но в это время старуха медленно закружилась и запела:
        Съезжалися к загсу трамваи,
        Там пышная свадьба была…
        Девочка перестала плакать, и личико ее с висящей слезой на щеке было ясное.
        - А как мы поймаем голубя за хвост?- спросила старуха. Девочка вытянула пальцы, потом собрала их в кулачок и снова вытянула.
        - А как Наташенька делает «дай-дай»?
        Наташенька вытянула пальцы, потом собрала их в кулачок и снова вытянула.
        Старуха снисходительно на меня посмотрела, ища на моем лице следы восторга и зависти.
        - А как Наташенька делает «папа, иди сюда»?
        Наташенька, не балуя разнообразием программы, снова повторила тот же самый жест.
        - Видал, что деется?- похвасталась старуха и, чтобы сделать мне приятное, сказала: - А Лека - девка самостоятельная. Сама шить может и вяжет на спицах. И учится на «пять», не то, что наша…
        Я посмотрел на часы, было начало девятого. Старуха тоже посмотрела на часы и, вручив мне девочку, вышла из комнаты. Я думал, что она пошла за Геланой, но старуха возвратилась одна, держа в руках блюдечко с творогом.
        - А сейчас нам дядя споет песенку про уточку… - пообещала она. Такой песни я не знал и запел побочную партию из симфонии Калинникова.
        - Чу, завыл, как баптист,- обиделась старуха.- Спой, что быстрое…
        - Но я не хочу петь!- запротестовал я.
        В это время в комнату заглянула подруга и, сориентировавшись в обстановке, сказала:
        - Они кормят, подожди еще немного…
        Дверь закрылась, и голоса стали глуше. Я слышал, как подруга сказала: «Только, пожалуйста, не делай глупостей», а Гелана ответила: «Мало ли я делала глупостей, путь будет еще одна…»
        Через час, оглохший и отупевший, я вышел на улицу. У меня было такое состояние, будто я проработал целый рабочий день - причем не сегодняшний, а тот далекий, когда еще работал добросовестно.
        - Дайте мне две копейки,- потребовала Гелана.
        Двух копеек у меня не было, и я зашел в продовольственный магазин. Кассирша менять деньги отказалась, резонно заметив, что мелочь ей нужна больше, чем мне.
        Чтобы получить как-то две копейки и не испытывать при этом унижения, я купил румынский коньяк.
        Гелана ушла звонить, а я остался ждать, когда она выйдет из будки.
        Мне больше не хотелось к Дориану, а хотелось домой.
        Хотелось поесть, а потом развалиться в кресле и, вытянув ноги, почитать
«Известия».
        Гелана вдруг выглянула из телефонной будки и, не сказав ни слова, потащила меня внутрь.
        - Позовите Сашу мужским голосом,- приказала она и сунула телефонную трубку к моему уху. Глаза у нее были какие-то стремительные, будто она разбегалась для прыжка в воду.
        - Позовите Сашу,- послушно повторил я максимально мужским голосом.
        - А кто спрашивает?- поинтересовался женский голос.
        - Кто спрашивает?- Я зажал мембрану ладошкой.
        - Алексей, скажите, Алексей…
        - Алексей,- повторил я.
        - Сейчас… - подумав, сказал женский голос.
        - Сейчас,- передал я Гелане и протянул ей трубку.
        Она посмотрела на меня с ужасом и осторожно взяла трубку, почему-то двумя руками.
        Я вышел на улицу. Шел снег, редкий и крупный. Мне показалось, что уже я стоял однажды на этом месте, видел такие вот деревья и фонари.
        Гелана вышла из будки, остановилась возле меня, натянула зубами варежку.
        - Ну, куда теперь?- уточнил я.
        - Поедем к вам.
        - Ко мне?- Я очень удивился, и это, наверное, выглядело невежливо.
        - Ну да… - не обидевшись, объяснила Гелана.- Куда вы меня весь вечер тянете, вот туда и поедем.
        Она посмотрела на меня стремительными своими глазами. А я, глядя в эти глаза, подумал, что из нее получился бы превосходный дрессировщик диких зверей. О всяком случае, меня она могла заставить делать все, что угодно.
        Я никак не мог открыть квартиру. Я вставлял ключ бородкой вверх, а надо было как раз наоборот, бородкой вниз.
        Наконец я все же открыл дверь. Гелана прошла первая и тут же начала торопливо раздеваться. Зачем-то сняла свои сапоги и в одних чулках прошла в комнату. Я подумал, что, может, родители у нее сибиряки или японцы. Обычно в Сибири и в Японии у порога снимают обувь.
        - Ну?- сказала она и поглядела на меня глазами, ясными от отвращения.
        Я не понимал, что значило это «ну». Я вообще ничего не понимал, меня просто парализовало ее отвращение. Я стеснялся повернуться спиной - понимал, что у меня плоский затылок. В детстве мама не перекладывала меня с боку на бок, я лежал все время на спине, и затылок от этого остался плоским.
        Я боялся повернуться в профиль, потому что у меня ничтожный нос. Боялся стать фас, хотя ничего явно компрометирующего в моем фасе нет.
        Боялся стоять на месте, чтобы не выглядеть балбесом. Боялся двигаться, потому что у меня отвратительная походка: ноги где-то впереди туловища, и когда я иду - впечатление, что сейчас упаду на спину.
        Проклиная все на свете, я подошел к столу, сел и выпил несколько глотков прямо из бутылки. Стал ждать, когда начнет пошумливать в голове, надеясь, что, может, это освободит меня от ущербности.
        - Ну?- повторила Гелана.
        Она подошла ко мне и остановилась очень близко. Боковым зрением я видел ее юбку в складочку и вязаный свитер с короткими рукавами. Подумал почему-то, что она сама сшила это и связала на спицах.
        Она шагнула еще ближе, и не успел я опомниться, обняла меня за шею.
        Я обжегся об ее руки, испуганно скинул их. Вскочил со стула, обо что-то споткнувшись.
        - Ты что?- закричал я. Мне плевать вдруг стало на свой затылок и на свой профиль. - Как ты себя ведешь? Черт знает что…
        Гелана вся сжалась, виновато отошла к дивану, постояла возле него. Осторожно, будто выверяя каждое движение, села. Потом легла лицом вниз и застыла.
        Я не знал, что мне делать: сказать что-нибудь или лучше помолчать. Подойти к ней или лучше держаться подальше…
        Мне хотелось сказать ей «Лека», как назвала ее Наташина бабушка. И я почему-то помнил, что она самостоятельная и учится на «пять».
        - Брось,- сказал я.- Не переживай. Дурак он, Саша твой. Что он понимает?
        Я был совершенно убежден сейчас, что Саша этот круглый дурак и ничего, абсолютно ничего не понимает. Иначе бы он не заставил ее плакать здесь.
        - Что вы знаете?- вскрикнула Гелана, оторвала от дивана голову. Глаза у нее были бешеные, даже какие-то веселые от бешенства.- Что вы вообще можете знать? Вы все ничтожества рядом с ним! Я умру…
        Она снова ткнулась лицом в диван и заплакала. Сначала тихо, потом громче и, чтобы я не слышал, сильнее прижалась лицом к жесткому дивану.
        А я слышал, и мне казалось, что у нее от духоты и отчаяния хрустнут ребра. И мне самому было душно.
        Я отошел к окну, стал смотреть в сумерки. Напротив стоял дом. В прошлый раз, когда я сюда приходил, он еще не был заселен, а сейчас там светилось несколько окон. Я смотрел на окна и думал о том, что по мне никто так не заплачет и не скажет: «Я умру».
        Мне нравилось бывать в обществе женщин. С ними я чувствовал себя талантливее и значительнее. Я всегда любил не их, а себя в них. Знакомясь, я обычно сразу предупреждал, что не собираюсь жениться. Я сразу так говорил, чтобы больше потом к этой теме не возвращаться. И получалось, что женщины действительно на меня не рассчитывали, а относились несерьезно, как к эпизоду.
        И мои ученики никогда не станут профессионалами. Они вырастут, и каждый будет заниматься своим делом. Может быть, иногда вспомнят, что ходили когда-то на музыку. А может, и не вспомнят. Забудут, как неинтересный эпизод.
        За окнами двигались тени. Я смотрел на них и думал о том, что моя жизнь - сплошной эпизод, а сам я - эпизодический персонаж.
        А я мог бы играть главную роль в жизни того же Миши Косицына, если бы иначе относился к нему. Вернее, к себе. И женщина сумела бы по мне заплакать. А почему нет? У меня хороший характер, я ни от кого ничего не требую, и со мной легко.
        Я ничего не требую, потому что сам ни в кого и ни во что себя не вкладываю. А «где ничто не положено - нечего взять».
        - Пойдем,- сказал я Гелане.- Я тебя домой отвезу.
        Мы шли по улице. Она плакала так, чтобы этого никто не заметил.
        - На!- Я протянул ей носовой платок.- И не реви. Люди подумают, что это я виноват.
        Гелана взяла платок и сказала:
        - Я выстираю и верну.- Гулко высморкалась, добавила: - Только не вздумайте меня жалеть…
        - А я и не жалею,- сказал я.
        Дориан стоял под вывеской «Галантерея. Трикотаж», как мы условились, и ждал меня. Вернее, не меня, а свои ключи.
        Мне не хотелось возвращать ключи при Гелане и не хотелось, чтобы он видел ее заплаканной.
        - Подожди здесь.- Я оставил ее возле газетного киоска.- Только стой на месте и не двигайся. Я сейчас.
        Дориан скакал с одной ноги на другую - то ли развлекался, как умел, а может, грелся подобным образом. Увидев меня, перестал скакать, встал на обе ноги.
        - Порядок?- участливо спросил Дориан.
        - Порядок,- сказал я и отдал ему ключи.

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к