Библиотека / Любовные Романы / СТУФ / Токарева Виктория : " Гималайский Медведь " - читать онлайн

Сохранить .
Гималайский медведь Виктория Самойловна Токарева
        Повести и рассказы #
        Виктория Токарева
        Гималайский медведь

* * *
        Где бы Шлепа ни появлялся, его всегда били за то, что он лез не в свои дела. Шлепа считал, что не своих дел нет, все дела общие.
        Что касается Никитина, его не били никогда, ни мужчины, ни женщины. Главным в жизни Никитин считал личную свободу и ни во что не вмешивался.
        Шлепа и Никитин были друзьями, соседями и сослуживцами одновременно. Они жили в одном доме и работали на одном предприятии. Это было очень удобно - не дробить души отдельно на соседей, отдельно на друзей и отдельно на сослуживцев, а все сосредоточить на одном человеке.
        Для Шлепы это было удобно, а для Никитина нет, потому что, когда били Шлепу, он испытывал яростные противоречия. С одной стороны, следовало вмешаться и сохранить принципы, а с другой стороны, не вмешиваться и сохранить лицо от синяков, которые долго потом будут переходить из одного цвета в другой, менять оттенки от фиолетового до нежно-лимонного.
        И сегодня, возвращаясь с работы, Никитин снова испытал противоречия. В переулке стоял Шлепа в обществе четырех юных длинноволосых хулиганов. Лицо у Шлепы было одухотворенным, а лица хулиганов - бездуховными. Они, кажется, закончили устные прения и переходили к следующей части.
        Никитин хотел выскочить из переулка и пойти другой дорогой, но в этот момент его заметил Шлепа и радостно замахал руками, как во время первомайской демонстрации.
        У Никитина не было выбора. Он подошел к группе с тоскливым чувством под ложечкой, именуемым в простонародье трусостью. Трусость порождает неестественность, а неестественность - высокомерие. Никитин высокомерно оглядел хулиганов, задержался глазами на одном из них в свитере до колен и с обручальным кольцом. Это был женатый хулиган.
        - Можно тебя на минуточку?- потребовал Никитин.
        - Почему меня?- неуверенно запротестовал женатый хулиган.- Что здесь, никого больше нет, что ли…
        - Отойдем!- приказал Никитин, ободренный неуверенностью собеседника.
        Женатый хулиган пожал плечами и отделился от группы. Они отошли к железным решетчатым воротам. Это был въезд в родильный дом.
        - В чем дело?- строго спросил Никитин.
        - Он к нашей бабе приставал,- объяснил хулиган.
        Никитин огляделся по сторонам и увидел неподалеку «бабу». Ей было лет пятнадцать или шестнадцать, она стояла с папиросой, зажав ее между пальцами, как фигу.
        - Вы старые,- сказала «баба», подвинувшись поближе, однако не слишком близко.- У вас одни принципы, а у нас другие.
        - А ты мой нос видишь?- спросил Никитин.
        - Ничего особенного, длинный и асимметричный.
        - А представляешь, какая у меня будет рожа, если вы его сломаете?
        Девочка посмотрела на женатого хулигана, хулиган задумался, может, представил себе рожу Никитина со сломанным носом.
        - Ладно!- великодушно согласился хулиган.- Забирай его и уходи.
        Под «его» он имел в виду и нос, и Шлепу.
        Никитин забрал Шлепу, и они ушли.
        - Ну вот, что ты опять ввязался?- с раздражением спросил Никитин.
        Шлепа каждый день преодолевал сопротивление среды и надоел Никитину до отвращения. Он с удовольствием бы плюнул и поменял себе приятеля. Но менять Шлепу - это значило менять и соседа, и сослуживца, в сущности, менять все свои привычки.
        - Что ты к ним пристал?
        - Они не умеют вести себя,- объяснил Шлепа.- Что ж, я мимо пройду?
        - А твое какое дело?
        - Ты это серьезно говоришь?- удивился Шлепа. Никитин с удовольствием бы плюнул на Шлепу прямо сейчас, но плевать в общественном месте было неудобно, и он сказал:
        - Зря я тебя оттуда увел.
        - Зря!- вдохновенно согласился Шлепа.- Я бы им показал!
        Никитин возвращался домой в шесть часов вечера, а жена - в два часа ночи.
        - Мы репетировали,- говорила она и уходила в ванную «смывать глаза».
        Жена была эстрадная актриса, жонглер. Подкидывала на воздух пять колец и четыре мячика, а потом ловила их по очереди.
        Большого смысла в этой деятельности Никитин не видел, но в жизнь и деятельность своей жены не вмешивался из уважения к личной свободе. К собственной личной свободе.
        Где она репетировала и с кем, Никитин не спрашивал, потому что, если бы заинтересовался, мог узнать нечто такое, что она скрывала. А если узнать то, что скрывала жена,- пришлось бы совершать серию поступков: объясняться, разводиться, искать другую жену, потом рассказывать ей все про себя с самого начала. А под конец выяснится, что новая жена с талантами, их надо будет открывать или зарывать. А Никитину ничего не хотелось ни открывать, ни зарывать. Ему было тридцать два года, и он привык к своим привычкам.
        Сегодня Никитин лег спать рано и уже смотрел какой-то интересный сон, когда вернулась жена. Она ничего не сказала, как обычно, даже не разделась, а как была - в пальто и сапогах, с накрашенными глазами - прошла в комнату, села возле Никитина и заплакала.
        Потом опустилась на колени, положила свое соленое лицо на лицо Никитина. Эта привычка осталась у них с молодости.
        - Ну что?- спросил он.
        - Я уронила мячик,- проговорила жена.
        Никитин понимал, что она плачет не из-за мячика, а по другой причине.
        - Могу я уронить мячик?- плакала жена.- Имею право?
        - Не имеешь. Люди платят за то, чтобы ты ловила мячики. А если не умеешь - не выходи на сцену.
        - Но у меня девять предметов.
        - Хоть сто.
        Жена перестала плакать, пошла «смывать глаза». Она долго ходила по квартире, тукая пятками, потом долго шуршала одеждой, снимая одно и надевая другое. Наконец легла в постель, обжигая Никитина холодными ногами.
        - Боря…- позвала жена.
        - Чего тебе?
        - Ты редкий, замечательный человек…
        Она была благодарна Никитину за то, что он не лез в ее жизнь и ни о чем не спрашивал. За то, что ей было куда вернуться и было кому поплакаться.
        Рабочий день начинался в девять часов, а в половине десятого в кабинет к Никитину пришел Шлепа с очередным предложением.
        - Вот!- гордо сказал он и положил на стол эскиз. На эскизе была изображена комната с синими стенами и белыми углами.
        - Что это?- не понял Никитин.
        - Цех, в котором будут делать мясорубки.
        - А почему белые углы?
        - Чтобы в них не плевали и не бросали окурки. Это психологически невозможно - плюнуть в белый угол. Я не прав?
        Никитин подумал, что Шлепа прав: плевать в темный угол психологически легче.
        - Где ты работаешь?- в свою очередь спросил Никитин.
        - В бюро технической эстетики,- не задумываясь ответил Шлепа.
        Они с Никитиным действительно работали в бюро технической эстетики, которое получало заказы от предприятий и выполняло их в срок.
        - Какую форму мы должны сейчас разрабатывать?- снова спросил Никитин.
        - Мясорубку,- не задумываясь ответил Шлепа.
        Бюро действительно получило заказ на разработку формы мясорубки. Срок давно прошел, а формы не было. Директор завода упрекал заведующего бюро, заведующий бюро кричал на Никитина, Никитин материл Шлепянова, то есть Шлепу. Шлепянов, в свою очередь, никого не упрекал: в его обязанности входило творчески мыслить.
        Поразмыслив творчески, Шлепа решил, что мясорубка, помимо своей основной задачи молоть мясо, должна нести дополнительную смысловую нагрузку, и предложил
«одухотворенный вариант» мясорубки. Корпус он предложил решить в виде самолета, впереди устанавливался пропеллер. Домохозяйка возле такой мясорубки должна была ощутить себя пилотом, который отправляется в полет.

«Одухотворенный вариант» не прошел, потому что на пропеллер накручивалось мясо.
        Шлепа предложил следующий, «иронический» вариант: корпус в виде коровы, а ручка в виде хвоста. Перемалывая мясо, домохозяйка будет думать, что она накручивает корове хвост, и это отвлечет ее от прозы кухни.

«Ироническая мясорубка» тоже не прошла. Заведующий бюро Саруханян считал, что у мясорубки не должно быть дополнительных сверхзадач, кроме ее основной задачи - перемалывать мясо. Мясорубка должна быть красивой и удобной, а самолет и корова - элементы промышленности и сельского хозяйства - здесь абсолютно ни при чем. И домохозяйка-пилот тоже ни при чем.
        Шлепа возражал Саруханяну, что мясорубка - это именно сочетание промышленности с сельским хозяйством, выраженное в лаконичной форме. А что касается домохозяйки, то она тоже человек, а человек - это главный предмет исследования в искусстве.
        Тогда Саруханян рассказал Шлепе анекдот про Христа и про апостолов, которые шли по воде. Саруханян, как Христос, советовал своему апостолу Шлепянову не выпендриваться, а идти по камешкам, как все.
        Шлепа обещал подумать и на другой день приносил Никитину очередной вариант мясорубки. Сегодня он принес цех с белыми углами.
        - А какое это имеет отношение к мясорубке?- спросил Никитин.
        - Самое прямое. Если люди будут делать мясорубку в помещении с чистыми углами, они совершенно иначе ее сделают. Я не прав?
        Никитин подумал, что Шлепа прав, потому что он сам, например, не мог сосредоточиться, если в кабинете было не убрано. Но поддержать Шлепу - значит выслушать от Саруханяна анекдот про апостолов, а Никитин терпеть не мог старых анекдотов. И вообще он не любил ходить по начальству - стеснялся своего длинного асимметричного носа и, когда разговаривал, глядел в пол. Саруханян тоже не смотрел на Никитина. Он ничего не стеснялся, просто ему было неинтересно. Если бы Никитин и Саруханян встретились в нерабочее время где-нибудь на Бородинской панораме или в Музее восточных культур, они просто не узнали бы один другого, потому что никогда толком не видели друг друга в лицо.
        - Я не прав?- переспросил Шлепа.
        Никитин снова промолчал, испытывая противоречия, как в переулке. Сказать Шлепе
«нет» - тот на него обидится, и тогда настанет такая тоска, что жить неохота. А если Саруханян скажет «нет», Шлепа обидится на Саруханяна, а тот даже не заметит, потому что его друзья и соседи работают в разных местах: Шлепа не имеет к ним никакого отношения.
        - Иди к нему сам со своими углами,- решил Никитин.
        - А ты?- наивно спросил Шлепа, не подозревая о противоречиях.
        - Это же твои углы, а не мои.
        Шлепа взял эскиз и пошел к Саруханяну, а Никитин принялся тщательно прибирать свой стол. Он не мог работать, если на столе был беспорядок.
        Никитин успел только сложить в стакан карандаши, когда вернулся Шлепа.
        - Ну?- поинтересовался Никитин, составляя карандаши острием вверх.
        - Выгнал,- коротко сказал Шлепа.
        - Из кабинета или вообще?
        - Из кабинета и вообще.
        Никитин молчал. Он ожидал, что это когда-нибудь произойдет, но не ожидал, что это случится сегодня.
        - Слушай…- растерянно проговорил Никитин.- А ты не можешь по камешкам… как все?
        Шлепа подумал, глядя перед собой, потом покачал головой.
        - Нет,- сказал он,- не могу.
        В воскресенье Никитин взял дочь Наташу, которая жила у тещи, и поехал с ней в зоопарк. Они каждое воскресенье проводили вместе и рассказывали друг другу о прожитой неделе. Никитин сообщал о своих делах, а Наташа о своих, и когда она говорила или задавала вопросы, то забегала вперед и смотрела на Никитина снизу вверх его собственными глазами. У них были совершенно одинаковые глаза - зеленые, как крыжовины, в светлых ресницах.
        - Что это у тебя?- спросил Никитин, дотрагиваясь пальцами до ее щеки. Возле уха на щеке была бледная сыпь.
        - Диатез,- объяснила Наташа.- Меня бабушка яйцами перекармливает.
        - А ты не ешь.
        - Из яйца целый цыпленок получается с клювом и перьями, значит, в нем много витаминов. А витамины необходимы растущему организму.
        Никитин слушал Наташу и думал о том, что, видимо, постарел. Вот весна, вот солнце, вот дикие звери - все это должно восприниматься как чудо. А он воспринимал иначе: ну весна, ну солнце, ну дикие звери. Ну и что?
        - Кто это?- спросила Наташа, глядя на Никитина снизу вверх.
        - Гималайский медведь.
        - А откуда ты знаешь, что он гималайский?
        - Написано.
        - А ты мог бы его погладить?
        - Зачем?
        - Просто так.
        Никитин подумал: а мог бы он действительно просто так войти в клетку и погладить гималайского медведя? С одной стороны, это поступок совершенно бессмысленный, а с другой стороны - в нем вызов человеческим привычкам. Никитин мог бы вернуться домой и сказать жене: ты там с каким-то ничтожеством репетируешь, а я действительно настоящий мужик, гималайского медведя погладил. Мог бы пройти мимо хулиганов не высокомерно, как раньше, а спокойно. Пройти - и все.
        - Трус!- крикнет вдогонку Шлепа.
        - Можешь думать, что хочешь,- ответит Никитин. И ему действительно будет безразлично, что подумают о нем друзья, соседи и сослуживцы, потому что сам Никитин будет знать себе истинную цену.
        Медведь лежал черный, огромный, безразличный, положив, как собака, морду на лапы, и, по всей вероятности, скучал. Никитин подумал, что здесь, в клетке, медведь утратил всю свою медвежью индивидуальность, и все ему было безразлично, даже собственные привычки.
        - Можешь?- допытывалась Наташа.
        - Сейчас,- сказал Никитин.- Подожди меня здесь, я быстро поглажу и вернусь.
        Клетка оказалась незапертой, а просто задвинутой на тяжелую железную щеколду. Когда Никитин отодвинул щеколду и вошел, медведь не обернулся и, казалось, не обратил на это никакого внимания.
        Шерсть у медведя была черная, слипшаяся, возле брюха висела сосульками. Никитин с отвращением дотянулся до высокой медвежьей холки и заторопился обратно. Медведь быстро поднялся с пола, обошел Никитина и лег возле двери. Никитин, в свою очередь, хотел обойти медведя, но тот поднял морду и посмотрел на него мелкими замороженными глазками. Медведь не утратил свою медвежью индивидуальность. Никитин понял это, во рту у него сделалось сухо, а пульс застучал в висках с такой силой, что казалось, будто уродовал лицо.
        - Наташа!- позвал Никитин.
        Дочь, радостная, подбежала к клетке.
        - Поди позови кого-нибудь. Я не могу выйти.
        - Тебе уже надоело?- разочарованно спросила Наташа.
        - Позови…
        Наташа побежала куда-то, а через несколько минут вернулась и привела сторожа зоопарка в ватнике и в кепке.
        - Никитин,- представился Никитин и протянул сквозь прутья руку с вытянутыми пальцами.
        - Пьяный, что ли?- брезгливо поинтересовался сторож.
        - Нет.
        - Поспорил?
        - Нет, не спорил.
        - А зачем влез?
        - Просто так.
        - Вот и сиди теперь. Гималайский медведь никого не выпускает.
        - Почему?
        - У него такая манера.
        Сторож имел дело с хищниками и знал манеру каждого. Не верить ему не имело никакого смысла.
        - А что же теперь делать?- упавшим голосом спросил Никитин.
        - Убить.
        - Кого?- испугался Никитин.
        - Это уж я не знаю. Медведь уникальный, а таких, как ты, полный зоопарк.
        Сторож не учитывал ни конкретного состояния Никитина, ни его принципов относительно свободы личности.
        - Позовите кого-нибудь из начальства,- попросил Никитин.
        - Зачем?- Сторож не любил ходить по начальству. Может быть, стеснялся своего ватника и кепки.
        - Посоветоваться,- сказал Никитин.
        - А что начальство? Оно вместо тебя в клетку не полезет. Ты теперь с медведем советуйся. Нам его заграничное государство подарило. Убить медведя - значит идти на конфликт. Из-за тебя никто на конфликт не пойдет.
        Сторож повернулся и зашагал от клетки. В его обязанности входило кормить зверей, следить, чтобы люди не совали в клетки острые предметы, а решать конфликты на уровне внешней политики в его обязанности не входило. Это было не его дело, а сторож не в свои дела не вмешивался.
        Перед клеткой тем временем собрался народ. Медведь привык, что на него смотрят, привык быть на виду и не обращал на это никакого внимания. А Никитин нервничал и удивлялся человеческой бестактности, хотя с позиций свободы личности все было правильно. Хочешь остановиться - можешь остановиться. Хочешь посмотреть - можешь посмотреть.
        В центре толпы стояла Наташа и давала интервью. Она объясняла, что медведь гималайский, а человек - ее папа. Папа у нее - художник, мама - жонглер, а сама она живет у бабушки и учится в третьем классе.
        - Наташа!- окликнул Никитин.- Иди домой…
        - А можно, я еще здесь побуду?- Она, как и мать, любила успех и внимание к себе зрителей.
        - Хватит,- запретил Никитин,- иди домой.
        - А куда? К маме или к бабушке?
        Никитин подумал, что жены дома нет, и сказал:
        - Иди к бабушке.
        Вечером пришел сторож и просунул медведю плоский ящик с сырым обветренным мясом. Потом достал из кармана табличку и повесил ее на клетку.
        - Что это?- спросил Никитин.
        - Твои данные.
        - Зачем?- смутился Никитин.
        - Завтра посетитель повалит, интересоваться начнет.
        - А вы что написали?
        - А тебе не все равно?
        Никитину было далеко не безразлично, что о нем пишут, но он не решался пререкаться со сторожем.
        - Трудно работать с хищниками?- заискивающе спросил Никитин, чтобы задержать сторожа вопросом. Он боялся оставаться один.
        - Если обращаться по-человечески, то нетрудно.
        - А если не по-человечески?- Никитин уточнял свои перспективы.
        - Сожрет.
        - А меня медведь не сожрет?
        - Не должен. Он сытый.

* * *
        Сторож ушел. Никитин и гималайский медведь остались вдвоем. Медведь лежал по-прежнему, уложив морду на лапы, и, казалось, не замечал Никитина.
        На дощатом полу темнели клочки сена, валялся круглый бублик. Никитин хотел есть, но боялся пошевелиться. Он сидел в углу, страдая от холода и от неопределенности своего положения: с одной стороны, медведь действительно уникальный, а таких, как Никитин, действительно полный зоопарк. Медведь имеет познавательное значение и укрепляет дружбу между народами, а Никитин никакого значения не имеет. Он руководит Шлепой, а это занятие бесполезное, потому что Шлепа неуправляем. Что касается жены, то жена его отсутствия не заметит. Так что получалось: заменить Никитина легко, а заменить медведя сложно.
        Никитин незаметно заснул и продолжал мерзнуть во сне, а потом ему стало вдруг тепло и даже душно. Проснувшись, он увидел, что лежит посреди клетки, прижавшись к гималайскому медведю. Должно быть, перебрался к нему ночью от страха и холода.
        Первым посетителем зоопарка была жена Никитина. Она явилась задолго до открытия, перелезла через ограду и теперь бегала от одной клетки к другой - разыскивала мужа.
        Никитин увидел ее раньше, чем она его, и отметил, что незамужний образ жизни наложил на нее свой отпечаток. Жена имела совершенно незамужний девический вид.
        Она подбежала к клетке и придвинула лицо к прутьям. Глаза у нее были яркие, а губы бледные - она их не красила. Губы были бледные, большие и нежные. Никитин с удивлением смотрел на лицо жены и находил в нем черты дочери.
        - Господи!- оторопело проговорила жена, оглядывая клетку.- Никаких удобств!
        - Смотря что принимать за удобства,- неопределенно сказал Никитин.
        - Идем домой! Что бы ни было, ты должен ночевать дома.
        - А тебе не все равно, где я буду ночевать? По-моему, для тебя это самый удобный вариант.
        - Хочешь, я рожу второго ребенка, заберу Наташу от матери и пойду работать в ясли? Я буду зарабатывать на хлеб, присматривать за детьми, и мы начнем новую жизнь?- Жена заплакала, прикусив губу, неотрывно глядя на Никитина.- Я не знала, что ты переживаешь. Я думала - тебе все равно. А раз ты протестуешь, значит, ты меня любишь. Значит, все можно поправить… Почему ты молчишь?
        - А что я должен говорить? У меня ведь нет репетиций. Я не жонглер.
        - Ты должен меня понять: мне хотелось внимания, поклонения. Жизнь уходит.
        - У тебя было достаточно внимания - каждый вечер зрительный зал.
        - А мне не нужен зал. Мне нужен один человек, который мог бы умереть за меня. Я не думала, что ты можешь умереть за меня. А больше мне ничего не надо. Я все брошу, и мы начнем новую жизнь.
        - Тебя в ясли не возьмут.
        - Почему?- растерялась жена.
        - Потому что ты окончила цирковое училище, а не дошкольно-педагогическое. У тебя другая специальность.
        - Что это за специальность?- пренебрежительно сказала жена.- Подкидывать мячики в воздух, а потом ловить обратно. Какой смысл?
        - Редкий вид работы…
        - А какой в нем смысл?
        Никитин с удивлением отметил, что у жены свои сомнения.
        - Ну… а какой смысл в альпинизме? Люди сначала лезут на гору, а потом спускаются обратно.
        - Тоже никакого смысла,- сказала жена.- Искусственная цель и искусственные трудности. Мне уже надоело все искусственное. Я устала. Я не хочу больше жонглировать, я хочу жить.
        Жена снова заплакала.
        Гималайский медведь приподнял морду и внимательно посмотрел на Никитина, на жену, потом снова на Никитина. Никитин отчего-то смутился и сказал жене:
        - Ну ладно, ты иди…
        - Я первая пойду,- согласилась жена.- Я куплю проигрыватель с пластинками, и у нас будет полный дом музыки.
        Она пошла от клетки - сначала медленно, потом побежала. Жена бежала, сунув руки в карманы, перебирая длинными тонковатыми ногами в белых чулках, и походила на свою выросшую дочь.
        Никитин смотрел ей вслед и думал о том, что ничего не знает о жене, и это представилось как спасение, ибо чего не знаешь, того нет. А раз ничего нет, то, может, действительно можно все поправить и для этого не надо совершать никаких поступков. Просто объединять свои привычки с привычками жены.

* * *
        День выдался неспокойный. Приходили родные, близкие, не очень близкие и вовсе незнакомые.
        Явились даже несколько человек, с которыми Никитин вместе отдыхал в пионерском лагере в Ватутинках - не то в первую, не то во вторую смену. Бывшие пионеры рассказывали Никитину, как они вместе потихоньку рвали клубнику, и из рассказа получалось, что Никитин еще в те времена был смелый и необыкновенный человек.
        Он слушал и думал: для того чтобы обратить на себя внимание, ему надо было либо умереть, либо забраться в клетку с гималайским медведем.
        Никитин сначала выходил к людям, принимал их внимание скромно, но с достоинством. Потом ему надоело и их внимание, и собственное достоинство. От внимания устаешь так же, как от невнимания.
        Никитин забился за медведя, прислонился к медвежьему боку и, чтобы скоротать время, стал решать в уме форму мясорубки.
        Поразительно, как переменилась жизнь за последнее время. Переменилось все, кроме мясорубки. Она осталась такой же, как была,- громоздкая, неудобная, с массой деталей. Динозавр, а не мясорубка.
        Никитин сидел, вытянув ноги, прикрыв глаза, и ему представлялся дом, полный музыки, с необычной мясорубкой на кухне - электрической, пластмассовой, голубой в красный горошек.
        В обеденный перерыв в зоопарк приехал Саруханян. Он пробился к самой клетке, но Никитина не увидел.
        - Борис Николаевич!- громко окликнул Саруханян.
        Никитин выглянул из-за медвежьего хребта и, узнав своего начальника, подошел к прутьям.
        Они стояли по обе стороны решетки и с интересом разглядывали друг друга. Саруханян заметил, что глаза у Никитина зеленые в светлых ресницах, а нос длинный и асимметричный. А Никитин обратил внимание на то, что Саруханян сутулый, с большой квадратной головой, чем-то неуловимо напоминает гималайского медведя.
        - Пожалуйста,- сказал Саруханян,- я могу восстановить Шлепянова, если для вас это так принципиально. Но ведь вы могли прийти ко мне в кабинет и сказать об этом? Зачем же лезть в клетку?
        Никитин промолчал.
        - Я не спорю,- продолжал Саруханян.- Шлепянов способный художник, интересно мыслит. Но то, что он предлагает, невозможно применить. У нас прикладное искусство, а не искусство вообще.
        Никитин снова промолчал.
        - Вы не согласны?- забеспокоился Саруханян.
        - Нет,- сказал Никитин,- я не согласен. Всякое искусство должно нести в себе элемент иррационального развития. Тогда это искусство.
        - Но у нас маленький штат и большой план. Шлепянов занимается иррациональным развитием, а другие должны выполнять его работу.
        - Во все времена кто-то сеял хлеб, а кто-то смотрел в небо. И те, кто сеял хлеб, кормили того, кто смотрел в небо. Надо мыслить шире, чем штат и план.
        Саруханян задумался, глядя за плечо Никитина. Может быть, в этот момент он пытался мыслить шире. Потом вдруг очнулся и увидел медведя.
        - Фу! Какой противный!- негромко, искренно поделился Саруханян.
        - Почему - противный?- заступился Никитин.- Обыкновенный гималайский медведь.
        Подошел сторож и отогнал Саруханяна от клетки.
        - Близко подходить не разрешается,- строго предупредил он. Потом повернулся к Никитину и приказал: - А ты тут своих порядков не заводи!
        Саруханян испугался сторожа и ушел, оставив Никитину передачу: армянский коньяк и кулек конфет «Памир». Конфеты Никитин отдал медведю, а коньяк оставил себе.
        Он выпил половину бутылки, положил голову на колени и закрыл глаза. А когда открыл их - стояла ночь.
        Стояла ночь. Звери спали и бредили во сне. Где-то далеко плакал маленький лисенок.
        В небе висел крепкий молодой месяц. Сосны возле площадки молодняка стояли черные, тяжелые, и казалось, будто написаны маслом.
        Никитин смотрел перед собой и удивлялся: как это красиво - ночь. Обычно он спал в это время суток и ничего не видел. Надо было оказаться в клетке с гималайским медведем, чтобы понять ночь, увидеть Саруханяна, посмотреть, как бегает жена. Вспомнить, как воровал в детстве клубнику: тогда, в тот день, шел теплый яростный дождь, и лужи вскипали пузырями. Он бежал по лужам и так устал, что нечем было дышать.
        Звеньевой Семка сказал, что не надо обращать на это внимания, скоро придет второе дыхание, и оно действительно пришло. Пришло потому, что нельзя было остановиться. Надо было бежать дальше.
        За спиной подергали дверцу. Никитин обернулся и увидел двоих людей, одного - побольше, другого - поменьше.
        Никитин подошел к дверце и узнал Шлепу с подружкой женатого хулигана. В темноте просматривался ее нежный профиль.
        - Здравствуйте,- вежливо поздоровалась она, узнав Никитина.
        - Извините, я вас не приглашаю,- сказал Никитин.
        - Ничего,- разрешила девочка.
        - Мы пришли тебя сменить,- сказал Шлепа.
        - Не надо.
        - Почему?
        - Таких, как ты, больше нет. А таких, как я, полный зоопарк.
        Девочка с восхищением посмотрела на Шлепу. Она тоже предчувствовала, что таких больше нет, и Никитин подтвердил ее предчувствия.
        - Зачем ты сюда залез?- спросил Шлепа.
        - Так…- сказал Никитин.
        - Но какая-то сверхзадача у тебя была?
        - Была. Погладить гималайского медведя.
        - И все?
        - Все.
        - Эгоизм,- сказал Шлепа.
        - Почему?- не понял Никитин.
        - Ты залез в клетку, вместо того чтобы выполнять свои обязанности.
        - О каких обязанностях ты говоришь?
        - Об обязанностях каждого человека перед другими людьми.
        - Но почему эгоизм? Я залез в клетку - кому от этого плохо?
        - А кому от этого хорошо? Это никому не надо - ни тебе, ни другим.
        - Медведю,- сказал Никитин.- Ему со мной веселее.
        - А перед медведем у тебя нет обязательств. Его интересы можно не учитывать.
        Медведь приподнял морду и глухо заворчал.
        - Ой!- сказала девочка.
        - Вы идите,- предложил Никитин.
        - Мы тебя рядом покараулим,- пообещал Шлепа.
        Они отошли к площадке молодняка, сели на качалку и стали качаться.
        - А я музыкальную мясорубку придумал!- крикнул Шлепа.- По принципу шарманки: можно будет крутить ручку и слушать музыку.
        Шлепа учитывал интересы домохозяйки и совершенно не учитывал интересов Саруханяна.
        Никитин вернулся на место - в угол и стал думать о своих обязанностях перед другими людьми. У каждого человека есть несколько кругов обязанностей - малых и больших, главных и второстепенных. Жена у Никитина в слезах, дочь - в диатезе - значит, он не выполняет своих прямых и конкретных обязанностей перед самыми близкими людьми. Другие, незнакомые, люди пользуются мясорубками-динозаврами - значит, Никитин не выполняет обязанностей и перед более широким кругом людей. А еще существуют обязательства, которые человек принимает с рождением, потому что он родился человеком, а не медведем, например.
        Конечно, гималайский медведь имеет познавательное значение, но эту роль может выполнить любой другой гималайский медведь. Не этот, так следующий. А обязанности Никитина может выполнить только он один. Так что получается: заменить медведя легко, а заменить Никитина невозможно.
        - Медведь…- тихо позвал Никитин.- Отпусти меня…
        Он подошел к гималайскому медведю, присел возле него на корточки и стал гладить его по холке, по длинной черной морде. Медведь медленно мигал, голова у него была большая и теплая.
        Никитин гладил медведя - делал то, за чем пришел в клетку. Он пришел, чтобы взорвать свои и человеческие привычки, но сейчас уже не помнил об этой своей изначальной цели.
        Они прожили в одной клетке сутки с небольшим, это было сложное для Никитина время, и прожили они его честно: медведь оберегал Никитина ночью от холода, днем от человеческого внимания. А Никитин угощал медведя конфетами и не разрешал о нем пренебрежительно отзываться.
        - Я понимаю, тебе скучно будет,- тихо говорил Никитин, преодолевая пальцами жесткую дремучую шерсть,- но я завтра к тебе обязательно приду.
        Медведь перекатил морду на ухо, отвернулся от Никитина.
        - А в воскресенье мы вместе придем. Вот посмотришь…
        Никитин подошел к двери и, просунув руку сквозь прутья, отодвинул щеколду.
        Он вышел и задвинул щеколду обратно, чтобы не волновать сторожа, который спал где-то, подчиняясь своим привычкам, а не обязанностям.
        Шлепа и девочка медленно качались, безвольно свесив руки. Осыпанные лунным светом, они были черные и четкие, как на эстампе.
        Влюбленность - это потеря реальности. Шлепа и девочка смотрели куда-то в вечность, слушая новое свое состояние. Никитина они не увидели, потому что он был в реальности, а они - нет.
        Никитин постоял возле них и медленно пошел к выходу. Потом, спохватившись, вернулся обратно к клетке, снял табличку со своими данными.
        Интересно было почитать на досуге, что написал о нем сторож зоопарка.

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к