Извинюсь. Не расстреляют Виктория Самойловна Токарева
Повести и рассказы #
Виктория Токарева
Извинюсь. Не расстреляют
* * *
Однажды я написала статью «Он и Она». Статью опубликовали, я успела об этом забыть, когда в моей квартире раздался телефонный звонок и женский голос потребовал меня к телефону.
- Это я,- призналась я.
- Можно, я к вам приду?
- А зачем?- спросила я, хотя это было не очень вежливо.
- Посоветоваться о жизни.
- А почему вы хотите советоваться именно со мной?- удивилась я.
- Я прочитала вашу статью, вы мне больше всего подходите.
Я растерялась от такого наивного доверия.
- Простите, а кто вы?
- Лида,- представилась незнакомка.
Имя мало определяет человека. Его определяют возраст и профессия.
- Простите, сколько вам лет?
- Сорок.
- А где вы работаете?
- На овощной базе.
Теперь образ Лиды предстал более объемно.
- Вряд ли я смогу быть вам полезна,- честно предупредила я.
- А мне не надо пользы. Мне просто посоветоваться. И все.
- Хорошо. Я вас жду.
Я продиктовала адрес и положила трубку. Положив трубку, я пожала плечами и бровями, хотя видеть меня Лида не могла.
Отворилась дверь, и вошла моя шестилетняя дочь.
- Ты умеешь делать так?- спросила она и заскакала, заводя одну ногу за другую. Такие па в балете называются «веревочка».
- Умею,- задумчиво сказала я, продолжая думать о Лиде. Мне не жаль было своего времени, а жаль напрасных Лидиных надежд.
- Покажи.
Я хотела отказаться, но тогда дочь очень бы удивилась и спросила «почему?» и мне пришлось бы объяснять, что взрослые люди отличаются от маленьких тем, что не хотят скакать по утрам. Дочь снова бы спросила «почему?», и беседа могла затянуться.
Я покорно и хмуро проскакала «веревочкой», пятясь при этом к окну.
Дочь внимательно смотрела на мои ноги, потом удовлетворенно кивнула головой и ушла.
Я сняла трубку и позвонила любимой подруге Милке. Мы созваниваемся с ней каждое утро и проговариваем свою жизнь. Я свою, а она свою. Наша дружба - это не что иное, как потребность оформить в словах свои впечатления.
- Ко мне сейчас Лида придет,- сказала я Милке.
Милка работает врачом в районной поликлинике и, должно быть, одним ухом прослушивает больного, а у другого уха держит телефонную трубку.
- Какая Лида?
- Позвонила какая-то Лида. Хочет посоветоваться…
- Не пускай ни в коем случае!- предупредила Милка.- Ты знаешь, что сейчас в Москве творится?
- Что?- растерялась я.
- Она тебя убьет и фотокарточек наделает.
- А фотокарточки зачем?
- На память.
- А ты не можешь ко мне сейчас прийти?- испуганно спросила я.
- Как же я приду, если я на работе?
Я молчала.
- Ну ладно…- Милка вошла в мое положение.- Если она начнет тебя убивать, ты мне позвони.
Раздался звонок в дверь.
Я положила трубку и пошла навстречу своей судьбе.
Передо мной стояла женщина в синем бостоновом пальто с серым каракулевым воротником. Эту моду я застала, когда ходила в третий класс начальной школы.
Я поняла, что это Лида. Я поняла, что убивать меня она не собиралась, ей это даже в голову не приходило.
Я поняла: у Лиды тяжело на душе. Ей не к кому пойти, чтобы проговорить свою жизнь, и она пришла к совершенно постороннему человеку. Видимо, понятие «писатель» для нее синоним понятия «справедливость». Она пришла за справедливостью.
- Проходите,- пригласила я.- Раздевайтесь, пожалуйста…
Лида сняла пальто, туфли и осталась в шапке. Я достала ей тапки, она их не надела.
Мы прошли в комнату, я предложила Лиде сесть на диван. Она села на самый краешек, и я видела, что сидеть ей неудобно.
Она была смущена тем, что физически существует в моих стенах, поэтому старалась, чтобы ее было как можно меньше.
- Хотите чаю?- предложила я.
- Нет-нет…- перепугалась Лида.
Она смущалась так, что не могла поднять глаз. Ее скованность передалась мне, мы сидели в каком-то гипнотическом оцепенении, и у меня через минуту заболела голова.
- Я вас слушаю,- сказала я, с состраданием глядя на свою гостью. Я готова была помочь ей в чем угодно, чего бы она от меня ни потребовала.
- Я на базе работаю…- начала Лида.- К нам болгарские помидоры привезли.
Я задумчиво покивала головой, как слон. Пока что все мне было ясно: Лида работает на базе, и к ним привезли болгарские помидоры. Я представила себе эти помидоры - некрупные, одинаковые, безвкусные, как трава, лишенные всякой помидоровой индивидуальности.
- Я недавно иду, смотрю, из-под шатра течет. Прихожу к Потякину, говорю: «Портится товар». А он говорит: «Спишем»…
Я представила себе шатер, похожий на очень большую брезентовую плащ-палатку, и снова покивала головой, как бы осуждая беспечность Потякина.
- Я говорю: «Что значит „спишем“? Надо перебрать». А он мне: «Спишем, тогда переберем»…
Лида посмотрела на меня открытым взором, и я увидела, что она освободилась от смущения и что глаза у нее серые, а брови подтемнены карандашом.
Я попыталась разобраться в ситуации: перебрать - означало отложить все хорошие помидоры в одну сторону, а все плохие - в другую. Потом плохие выбросить, а хорошие продать как хорошие.
Потякин предлагал списать весь шатер, чтобы он нигде не числился, потом плохие выкинуть. Хорошие продать как хорошие, а деньги взять себе.
- Ворует, что ли?- догадалась я.
- Мошенничает,- поправила Лида.
Мошенник - это промежуточное состояние между честным и вором. Это еще не вор, но уже не честный человек.
- Вы хотите, чтобы я про него написала в газете?- догадалась я.
- Боже упаси!- испугалась Лида.- У него дети. Разве можно позорить отца взрослых детей?
- Но если он мошенник?
- А как вы это докажете?- спросила Лида, будто это я, а не она работала под началом Потякина.- Он так все обделывает, у него комар носа не подточит.
- А что вы хотите?- прямо спросила я.
- Мне с ним работать противно,- уклончиво ответила Лида.
- Уходите.
- Куда?
- На другую базу. Не везде же воруют.
- Значит, я права и я уйду. А он останется…
До этого решения Лида могла бы додуматься самостоятельно. Не обязательно было ехать в такую даль.
- Может быть, его можно перевоспитать?- неуверенно предложила я.
- Он что, дошкольник?- спросила меня Лида.- Не понимает?
Я смутилась и сдвинулась на краешек дивана, а Лида, наоборот, села поудобнее.
- Значит, переделать его вы не можете. Позорить не хотите. Работать вам с ним противно, а уходить обидно,- подытожила я.- Что вы хотите?
Лида молчала. Она хотела, чтобы Потякин был честным человеком и ей приятно было бы с ним работать. Но это зависело не от нее и не от меня, а от Потякина.
Я чувствовала себя виноватой.
- И еще…- сказала Лида.- Меня муж обманул…
Я обрадовалась, что Лида дала мне вторую попытку, на которой я могла бы как-то реабилитироваться.
- Мы с ним не были расписаны, но жили вместе пятнадцать лет. Детей воспитывали. Мы так хорошо жили… А потом он влюбился в одну и расписался с ней. А мне ничего не сказал. Жил то тут, то там… Я только через полгода узнала. Спрашиваю: это правда? Он говорит: правда. Я говорю: ну и иди к ней.
- А он?
- Ушел. А сейчас обратно просится.
Лида посмотрела на меня. Ее глаза были будто вымыты страданием.
- Я хочу спросить: пускать мне его обратно или нет?
- Это вы сами должны решить,- убежденно сказала я.
Лида опустила глаза в колени.
- Вы его любите?- расстроилась я.
- Я ему больше не верю.
- Тогда не пускайте.
Лида сморгнула слезу.
- А вы можете без него обойтись?
Лида потрясла головой и вытерла щеку ладонью.
- Тогда пустите.
- Я боюсь, он у меня половину площади отберет. Я ему не верю.
- Тогда не пускайте.
Лида стянула шапку и сунула в нее лицо.
Я отошла к окну и стала смотреть на улицу. За окном виднелся детский сад, похожий на оштукатуренный мавзолей. Во дворе бегали дети в цветных веселых демисезонных пальтишках. А мы с Лидой решали и не могли решить ее проблемы: мошенничество Потякина, предательство мужа.
Может быть, надо бороться с мошенничеством и предательством, и это будет правда.
А может быть, устраниться и не играть в эти игры, и это тоже правда.
А может быть, смириться и оставить все как есть: работать с Потякиным, жить с мужем. И это будет правда с учетом судьбы и диалектики.
Если бы можно было разложить правды, как помидоры: здоровые в одну сторону, а гнилые - в другую. Но, откровенно говоря, выбирать Лиде не из чего, и, если пользоваться терминологией овощной базы, весь шатер течет, и его надо списать.
- А вы не могли бы написать в газету, чтобы разрешили дуэли?- спросила Лида.
- А кого бы вы убили?- обернулась я.
- Я убила бы мужа.
- Но ведь и он бы вас мог убить.
- Да. Но тогда бы он видел это. И ему потом было бы стыдно. А так он меня убил, и ему хоть бы что… И вообще, никому ничего не стыдно. Потякин всегда пообещает и не сделает. Я ему говорю: «Как же вам не совестно!» А он: «Извинюсь. Не расстреляют».
- Вы хотите, чтобы расстреляли?
- Ну, не совсем так уж…- смягчила Лида.- Чтобы все по правилам.
- По каким правилам?- заинтересовалась я.
Мне стало ясно, что дуэль - это не сиюминутный экспромт, а плод долгих Лидиных размышлений. Именно за этим она ко мне и приехала.
- Сначала заявление на дуэль, как в загс,- начала Лида.- Потом заявление должны разобрать и дать разрешение. Потом две недели на обдумывание. А уж потом дуэль.
- А стрелять где? На Лобном месте?
- Нет. На Лобном месте - это казнь. Насилие. А тут - кто кого, все по справедливости.
- Какая же справедливость в смерти? Смерть - это наивысшая несправедливость.
- Конечно,- согласилась Лида.- Умирать кому охота? Вот и будут жить внимательнее.
- Внимательнее к чему?
- К каждому дню. К каждому поступку.
Зазвонил телефон. Я сняла трубку.
- Ну что?- спросила Милка. Она проверяла, жива я или нет.
- Я не могу говорить,- строго сказала я и положила трубку с бесцеремонностью, дозволенной между близкими людьми.
- Я вас задерживаю…- Лида встала.
Я пошла ее проводить.
Лида надела пальто, туфли.
Мы стояли, оттененные какой-то покорной грустью. Я была погружена в Лидин план возмездия. Земного суда.
- Три года на обдумывание,- предложила я.- Две недели мало в таком деле…
- А как вы думаете, могу я поступить в Аэрофлот?- спросила вдруг Лида.
- Кем?
- Все равно. Хоть в диспетчерскую… Вы знаете, я небо люблю. Я все болезни высотой лечу.
- Как это?
- Куплю билет до Ленинграда. Самолет поднимется на восемь тысяч метров, у меня все проходит. Я, наверное, раньше птицей была.
Я внимательно-доверчиво посмотрела на Лиду, ища в ее облике приметы птицы.
- Звоните,- сказала я.
Лида улыбнулась и ушла.
Я вернулась в комнату. Моя дочь сидела за пианино и тыркала в клавиши. Она училась в подготовительном классе музыкальной школы.
- Си-бемоль,- сказала я, поморщившись.
- Где?
Я подошла к инструменту и показала. Дочь нажала черную клавишу.
Может быть, подумала я, когда человеку трудно, не стоит искать смысла сразу всей жизни. Достаточно найти смысл сегодняшнего дня. А осмысленные дни протянутся во времени и пространстве и свяжутся в осмысленную жизнь.
Смысл сегодняшнего дня в том, что я научила дочь новому знаку, поправила маленькую ошибку. А завтра поправлю еще одну и научу не повторять предыдущих.
Я подошла к окну.
Лида уже пересекла дорогу и удалялась все дальше. Сейчас она свернет за угол, и ее шерстяная розовая шапка последний раз мелькнет в моей жизни.
Очень возможно, что Лида сейчас поедет в Аэрофлот, купит билет до Ленинграда и поднимется на восемь тысяч метров.
Если облака не закроют землю, то внизу будут видны города, четкие ремни дорог и круглые озера величиной с пятикопеечную монету.
А мужа и Потякина будет не видно совсем. Их не разглядеть, даже если очень напрячь зрение.
Потом я подумала, что, если бы мне дали разрешение на дуэль, я выбрала бы место у Красного собора, возле метро «Юго-Западная». За собором - поле, за полем - лес, над куполом - небо. Там очень красиво и возвышенно разрешать вопросы чести и не обидно приобщиться к вечности.