Библиотека / Любовные Романы / СТУФ / Токарева Виктория : " Инфузория Туфелька " - читать онлайн

Сохранить .
Инфузория-туфелька Виктория Самойловна Токарева
        # Марьяна преданно любит мужа, посвятив свою жизнь служению двум самым дорогим ей людям - мужу и сыну. Она счастлива в своем уютном мирке и не понимает соседку Тамару, которая постоянно в поисках новой любви. Преданность и верность - неотъемлемые качества характера Марьяны, но ценят ли окружающие ее люди преданность и верность?…
        Виктория Токарева


        Инфузория-туфелька
        I
        Ноябрь. День короткий. И только утро бывает радостным. А к середине дня сумрак ложится на землю, как ранняя старость.
        Марьяна отправила сына в школу и забежала к соседке на кофе. Ни у кого кофе нет, а у соседки Тамары - есть. Такая она, Тамара. У нее есть больше, чем у других: интересная работа, прочная семья, страстная любовь. Любовь реет над ней, как знамя над Кремлем. Красиво полощется на искусственном поддуве. Правда, знаменосцы меняются.
        Однако сейчас и знамя поменялось. Но это уже другая тема. Это уже политика. Политикой заняты все каналы телевидения, кроме коммерческого «2 x 2». Там с утра до вечера беснуются, как в зоопарке, патлатые парни и девки. Запад прорвался на Восток. Проник. Просочился. Пенсионеры смотрят остекленевшими глазами. За что боролись, на то и напоролись.
        Но при чем тут политика, пенсионеры…
        Вернемся на кухню, к Тамаре и Марьяне.
        Тамара похожа на двойной радиатор парового отопления: широкая, жаркая, душная, как переполненный летний трамвай. В ней всего слишком: голоса, тела, энергии. А в Марьяне всего этого не хватает: она бесплотная, тихая, бездеятельная.
        - Пасешься,- говорит ей Тамара.- Как корова на лугу. И колокольчиком: звяк-звяк…
        - Это хорошо или плохо?- не понимает Марьяна.
        - Корова? Конечно, хорошо. Но кошка лучше.
        - От коровы молоко. А от кошки что?
        - Ты меня перебила. На чем мы остановились?
        Тамара рассказывала про очередного знаменосца. Познакомились в ресторане, встречали Новый год. Тамара была с мужем, он - с женой. Он углядел Тамару из другого конца зала. Подошел. Пригласил.
        - Ты остановилась, как вы пошли танцевать,- напомнила Марьяна.
        - Ага. Он сказал: «Меня зовут Равиль». Я спросила: «Это татарское имя?» Он ответил: «Мусульманское». Вообще, знаешь, в мусульманах что-то есть. Какой-то флюид.
        Лицо Тамары стало мечтательным, как будто она вдыхала мусульманский флюид.
        - А особенно хорошо получаются смеси: русский и татарин. Или русский и еврей.
        Тамара говорила о людях, как о коктейлях.
        - А если еврей и татарин?- спросила Марьяна.
        - У меня был такой знакомый. Мы его звали «Чингиз-Хаим». Сумасшедший был. В диспансере на учете состоял. И некрасивый. Кровь, наверное, плохо перемешалась. Сыворотка.
        - Ну, танцуете,- напомнила Марьяна.
        - Да. Рука жесткая. Голова мелкая, как у породистого коня. Пахнет дождем.
        - А где он под дождь попал?
        - Ну какой дождь в ресторане? Ты странная. Свежестью пахнет. В смысле - ничем не пахнет. Стерильный. Чистый. Но в глазах что-то не то. Шьет глазами влево, вправо, соображает…
        - Плохо, когда не смотрят в глаза,- согласилась Марьяна.- Я этого терпеть не могу. Как будто курицу украл.
        - Да мне вообще-то было плевать - куда он смотрит. У меня тогда депрессия была. Меня Андрей бросил.
        Андрей - это предыдущий знаменосец. История с Андреем длилась довольно долго, года два.
        - А ты любила Андрея?- удивилась Марьяна.
        - Безумно,- тихо сказала Тамара.- Мы, правда, все время ругались. Однажды даже подрались. Я ему чуть руку не сломала.
        - А ты пошла бы за него замуж?
        - Так я же замужем.
        - Но если ты полюбила человека…
        Марьяна не понимала, как можно двоиться: любить одного, жить с другим. Душа в одном месте, тело в другом. Это и есть смерть, когда душа и тело в разных пространствах.
        - Муж - это муж,- упрямо сказала Тамара.- Семья - это общие задачи. А какие у нас с Андреем были общие задачи? Обниматься и ругаться.
        Тамара замолчала.
        - Все равно ничего бы не вышло,- сказала она.- Хотя он один жил. У него как раз тогда мать померла. От рака. Я брезговала есть его ложками. Новые купила.
        - А где ты купила?- удивилась Марьяна.
        - Из Испании привезла. Ложки, и полотенца, и даже простыни. Он понял. Обиделся…
        - А дальше что было?
        - Когда?
        - На Новом году. Вы потанцевали. А потом?
        Тамара не ответила. Она ушла мыслями от Равиля к Андрею.
        - Вообще он ужасно скучал по матери. Оставлял в ее спальне яблочко. Апельсинчик. Ему казалось, что она приходит ночью. Слышал шаги.
        - Сдвинулся, что ли?
        - Нет, просто первые девять дней душа человека в доме.
        - Интересно… Девять дней не прошло, а он уже бабу в дом привел.
        - Ну и что? Он тосковал. Это как раз понятно…
        - А ты бы пошла за него?- спросила Марьяна.
        - Я для Андрея - старая.
        - А сколько ему?
        - Сорок.
        - Ну и тебе сорок.
        - Правильно. А мужику в сорок нужна женщина в двадцать.
        - А кому нужна женщина в сорок?
        - Никому.
        - А тогда зачем все это?
        - Что?
        - Ну ЭТО. ВСЕ.
        - Ты какая-то странная. ЭТО и есть жизнь. Неужели не понимаешь?
        Марьяна понимала. Она тоже не могла жить без любви. Но у нее была одна любовь на всю жизнь. Муж. Аркадий.
        Они вместе учились в школе, начали спать в десятом классе. Они засыпали, обнимаясь, и вместе росли во сне, и их кости принимали удобные друг для друга изгибы и впадины. Они слились друг в друге. А потом в сыне. Ребенок был поздним, они тряслись над ним. У Марьяны не было и не могло быть других интересов. Она не понимала Тамариной жизни: как можно ложиться с чужим, обнимать чужого. Потом делать его своим, обнимать своего. Потом отдирать от тела вместе с кожей. И возвращаться домой, ложиться к мужу, который уже стал чужим, и мучиться, и ждать, пока нарастет новая кожа.
        Марьяна брезговала жизнью своей соседки, как та ложками Андрея. Но каждый день ее тянуло сюда, в эту кухню. Марьяна усаживалась, пила кофе, слушала продолжение сюжета, подзаряжалась энергией чужой страсти.
        Такое поведение по большому счету было безнравственным. Брезгуешь - не общайся. Обходи стороной. Но Марьяна приходила, садилась, и пила кофе, и слушала, и сопереживала. И более того, выслушивала нравоучения от Тамары.
        - Как ты можешь так жить?- вопрошала Тамара.- Ни дела, ни романов. Только дом. Живешь, как улитка.
        - А когда мне?- виновато оправдывалась Марьяна, будто и в самом деле была виновата.
        Ей тоже хотелось спросить: «А ты, как ты можешь ТАК жить? Как жонглер в цирке. Жонглировать такими разными шарами: семья, хозяйство, работа, страсть - все это подкидывать на разную высоту и ловить».
        Сколько надо здоровья и изобретательности? И как изменилось понятие нравственности за какие-то сто лет. Катерина из «Грозы» изменила мужу и утопилась, не вынесла раздвоенности. Анна Каренина познала презрение общества, не говоря уже о том, что бросилась под поезд. А сейчас никакого общества и все Анны. Без Вронских.
        А что за мужчины? Какой-то Андрей, который на другой день после смерти матери привел женщину. Какой-то Равиль пришел с женой встречать Новый год и тут же присмотрел другую. Пригласил танцевать. А Борис - муж Тамары. Скорее всего у него своя жизнь и его устраивает такое положение вещей. Это не дом, а стоянка, аэродром, где каждый ночует, чтобы с утра вылететь в другую жизнь, шумную и событийную. Настоящая жизнь проходит за стенами.
        Дом - гостиница. И вся жизнь - непрекращающаяся командировка.
        - Пойду!- Марьяна поднялась.
        - Ну подожди!- взмолилась Тамара.- Я тебе не рассказала самого интересного.
        Марьяна открыла свою дверь - железную и толстую, как сейф. У них было что украсть. От родителей Аркадия осталась дорогая антикварная мебель. Папаша был спекулянт, царство ему небесное. Сейчас назывался бы бизнесмен.
        Марьяна уважала старика за то, что в свое бездарное время он нашел в себе достоинство жить по-человечески. Умер, правда, в тюрьме. Время ему такое досталось.
        В доме не было ни одной случайной вещи. Аркадий сам заказывал у умельцев медные ручки. Мог полгода потратить, чтобы найти нужную панель из красного дерева.
        Аркадий создавал, а потому любил свой дом.
        Энергия ожидания наполняет жилище, как теплом. И, входя с улицы, такой промозглой, неприветливой улицы,- сразу попадаешь в три тепла: ждет жена, ждет сын, и даже собака выкатывается под ноги с визгом счастья.
        В такой дом хочется возвращаться откуда угодно.
        Базар развлекает яркостью красок и разнообразием лиц: славянских и восточных. Марьяна бродит по рядам, отмахивается от веселых приставаний молодых азербайджанцев. Покупает золотую курагу, бурые гранаты, телячью печень - все за бешеные деньга, страшно выговорить. Каждый раз совестно расплачиваться, кто-то обязательно сзади стоит, и смотрит, и думает: у, буржуи проклятые, кооператоры.
        А они не буржуи и не кооператоры. Просто у Аркадия случайно прорезалась золотая жила: реставрация икон. За валюту. Заказов много.
        Аркадий реставрирует так, что икона остается старой. Несет время. Аркадий чувствует время. И мастера.
        Марьяна не разрешила, чтобы в доме воняло лаком, ацетоном. Вредные испарения.
        Аркадий уходил в мастерскую, возвращался к восьми часам. К программе «Вести».
        Устает Аркадий. Днем - больница, ультразвуковые исследования. Обычная больница, обычный врач, а к нему идет вся Москва.
        Недавно пришла женщина без лица. Вместо лица - сгусток ужаса. Поставили диагноз: рак яичника. Аркадий сделал ультразвуковое обследование и увидел: то, что принимали за опухоль,- затвердевший кал в прямой кишке. Проецируется как затемнение. А все-таки разница: рак и кал. Хотя количество букв одинаковое. А женщина хотела покончить с собой. А теперь пошла жить. Легко представить себе, что она испытала, выйдя за дверь на волю. Какой глоток жизни вдохнула всей грудью.
        Колька пришел из школы бледный, какой-то примученный. Марьяна ничего не могла понять: ест, как грузчик, в семь лет съедает порцию взрослого мужика, здоров абсолютно, а выглядит, как хроник: бледный, с обширными синяками. Никаких щек, одни глаза. Человек состоит из глаз, ребер и писка. Голос пронзительный - кого хочешь с ума сведет. Как будто в дом влетает стая весенних грачей.
        На этот раз Колька вернулся молчаливый: получил двойку по письму. Сел на пол, стал расшнуровывать ботинки. Потом развязал тесемки на шапке. Размотал тесемки на куртке. Весь в шнурках и тесемках. Волосы под шапкой вспотели. Вид был жалкий. У Марьяны захолонуло сердце от любви и тревоги.
        А вдруг начнется гражданская война, отключат тепло и электричество? Вдруг начнутся погромы? У Кольки двенадцать процентов еврейской крови, да кто будет считать? Уже казачество старую форму из сундуков достает, шашками поигрывает…
        Марьяна потрогала у Кольки железки. Как бобы. Все время увеличены. А именно отсюда и начинается белокровие.
        В детстве Марьяна лежала в больнице с гепатитом, насмотрелась на детей с железками. Они вспухали, как теннисные мячики. Железки росли, а дети усыхали. Как долго они умирали, как рано взрослели.
        У Марьяны мерзла кожа на голове, волосы вставали дыбом. Хоть и знала - все в порядке: Кольку осматривали лучшие врачи. А все равно волосы дыбом. Сегодня в порядке. А завтра…

«Ты как умная Эльза»,- отмахивался Аркадий.
        Марьяна знала эту немецкую сказку. Умная Эльза все время предвидела плохое.
        Колька переодевался в домашнюю одежду и усаживался за стол. Он вдохновенно жевал и глотал, а Марьяна сидела напротив и смотрела, как он жует и глотает, и буквально физически ощущала, как с каждым глотком крепнут силы, формируются эритроциты и свежая кровь бежит по чистым детским сосудам. И в ее душе расцветали розы.
        После еды - прогулка. Легкие должны обогатиться кислородом и сжечь все ненужное.
        Колька мог бы гулять один. Детская площадка видна из окна. Но ведь несчастья случаются в секунды. Дети жестоки, как зверята. Суют друг другу палки в глаза. Столько опасностей подстерегают маленького человека. Маньяки ходят, уводят детей, а потом объявления по телевизору: пропал мальчик, шапочка в полоску, синяя курточка.
        Марьяна одевается и идет с Колькой гулять.
        Он носится туда-сюда, как пылинка в солнечном луче.
        Взбегает на деревянную горку и бесстрашно съезжает на прямых ногах. Сейчас споткнется и сломает ключицу.
        - Ко-оля!- душераздирающе кричит Марьяна.
        Но он не слушается, рискует. Детство распирает его душу и маленькое тело.
        Тамара талдычит: работа, любовь…
        Какая работа? Отвлекись хоть на час, и все начнет рушиться, заваливаться набок. Колька будет оставаться на продленке, есть что попало, научится матерным словам. Дом зарастет пылью, на обед готовые пельмени. И все тепло вытянет, как на сквозняке. А во имя чего?
        Вырастить хорошего человека - разве это не творчество? Он будет кому-то хорошим мужем и отцом, даст счастье следующему поколению. Разве этого мало?
        Колька съехал с горы и смотрит в сторону. Что-то он там видит…
        - Папа!- вскрикнул Колька и стрельнул всем телом в сторону. Увидел отца.
        Марьяна догадалась, что сегодня Аркадий не пошел в мастерскую. Захотел домой.
        Аркадий протянул руки. Колька скакнул в эти руки как лягушонок. Обнял отца ногами и руками.
        - Я дарю тебе шарф!- объявил Колька и снял с себя шарф, белея беззащитной тоненькой шеей.- Возьми!
        - Спасибо!- серьезно сказал Аркадий.
        Вид у него был почему-то грустный.
        Марьяна смотрела на самых дорогих людей, и кожа на голове мерзла от ужаса: что с ними будет, если она умрет? Хотя с какой стати ей умирать… Просто умная Эльза бежала впереди и все посыпала серым пеплом…
        Вечером смотрели «Вести» и «Время». Это были хорошие часы.
        Колька спал, справившись с днем. На кухне тихо урчал красный японский холодильник. В нем лежали красивые продукты, как натюрморт у голландцев: крупные фрукты, розовое мясо. Мясо на верхней полке, ближе к холоду. Фрукты внизу. Творог и сыры посередине. Все на месте и ничего лишнего, как строфа в талантливом стихотворении.
        В мире происходили разные события: Гамсахурдиа сидел в подвале дома правительства и не хотел отдавать власть. Эрик Хонеккер отсиживался в чилийском посольстве и не хотел возвращаться в Германию. Буш с женой куда-то отправлялись на самолете. Жена - седая и толстая, а он - постаревший юноша. Вполне молодец.
        Тамара где-то танцует с татарином и ловит его ускользающий взгляд. А температура опять ползет к нулю, и зима никак не установится.
        II
        Утром Марьяна забежала послушать «самое интересное».
        - Он ЭТО делает, как бог на Олимпе,- таинственно сообщила Тамара.
        - А у богов по-другому, чем у людей?
        - У них божественно.
        - А это как?
        - Не объяснить. Это надо чувствовать.
        - А что ты чувствуешь?
        - Прежде всего - не стыдно. Для меня главный показатель - стыдно или нет. Если стыдно, значит, надо завязывать: Бог не хочет. А если не стыдно - значит, Богу угодно. Надо себя слушать. Иногда бывает так пакостно. А тут - душа расцветает… такой волшебный куст любви.
        - А когда вы успели? Где?- поразилась Марьяна.
        - В машине. Музыка из приемника лилась. Вальс Штрауса…
        - Значит, в ритме вальса?
        - Выхожу - асфальт блестит. Просто сверкает.
        - Дождь прошел,- подсказала Марьяна.
        - Да?- Тамара поразмыслила: - Может быть. И знаешь, что я поняла?
        - Что ты поняла?
        - Любовь - это и есть смысл жизни. Люди все ищут, ищут, а вот он… и другого смысла нет.
        Тамара помолчала, потом призналась просто, без патетики:
        - Я не могу жить без любви. Я не представляю себе, что я буду делать в старости.

«Привыкнешь»,- подумала Марьяна, но вслух ничего не сказала.
        - Ну, я пойду.- Марьяна поднялась.
        - У тебя вечно одно и то же,- обиделась Тамара.
        - А у тебя?
        - А у меня всегда разное.
        Любовь - как свет. И количество света каждой женщине выделено одинаковое. Но Марьяна живет при постоянном ровном освещении. А Тамара - яркими вспышками. Вспышка - темнота. Опять вспышка - опять темнота.
        Днем было то же, что и всегда, но с оттенками. У Кольки в школе украли пуховую куртку. Пошли к учительнице, у нее были испуганные глаза.
        - А вы не одевайте его в хорошие вещи,- посоветовала учительница.- Купите просто ватничек.
        - А где я его куплю?- спросила Марьяна.
        Вопрос повис в воздухе. Ничего купить было нельзя, и учительница это знала.
        Вышли на улицу. Кольку сопровождал его лучший друг Гоша.
        Марьяна сняла с себя куртку и надела на сына.
        - А ты?- спросил Колька.
        - А я так… Здесь близко.
        - Моя мама тоже отдала мне свою шапку, когда у меня украли,- сказал Гоша.
        Дома Марьяна полезла на антресоли и достала старое Колькино пальтецо. Он был в нем такой зашарпанный и жалкий, такой совок, что Марьяна зарыдала.
        Куртки не очень жалко, это восстановимая утрата. А жалко Кольку, который ходит в ТАКУЮ школу, в ТАКОЙ стране.
        Другой страны Марьяна не хотела. Но она хотела, чтобы в ее большом доме был порядок. А когда он еще будет, порядок?
        Аркадий делал все, чтобы оградить семью от смутного времени, но время все равно заглядывало в их дом и кривило рожи. И никуда не денешься. Хоть и в красивой квартире, как в шкатулке,- ты погружен в толщу времени. Дышишь им. Хорошо еще, что не стреляют и пули не прошивают стены.
        И температура опять ползет к нулю. И сквозь эту слякоть и неразбериху - длинные междугородные звонки. Школьная подруга Нинка Полосина приглашает на свадьбу дочери.
        Как бежит время: давно ли сами были девочками, вместе возвращались из школы. Теперь Нина - мама. Дочку замуж выдает.
        - А сколько ей лет?- не понимает Марьяна.
        - Восемнадцать. Учится на первом курсе.
        А ее Колька учится в первом классе. Нина родила в двадцать. Марьяна в тридцать.
        - Я постараюсь!- кричит Марьяна. Но она точно знает, что никуда не поедет.
        - Поезжай!- неожиданно предлагает Аркадий.- Все-таки новые впечатления.
        - Какие впечатления!- удивляется Марьяна.- Чего я там не видела?
        - Ну нельзя же все время сидеть на одном месте. Нельзя быть такой нелюбопытной,- с неожиданным раздражением замечает Аркадий.
        - Ты хочешь, чтобы я уехала?- удивляется Марьяна.
        - Надо отдавать долги. Долги юности, дружбы… Нельзя замыкаться только на себе.
        Аркадий переключается с телевизора на газету. Он красиво сидит, нога на ногу. Красиво курит, щурясь одним глазом. А тут куда-то ехать. И преступность выросла. Войдет в вагон какой-нибудь прыщавый шестнадцатилетний и убьет с особой жестокостью.
        Однажды, в отрочестве, Марьяна убивала гусеницу. Гусеница была сильная, с рогами, толстая, как сосиска. А Марьяна - еще сильнее и больше. Она придавливала ее к земле палкой. Гусеница выгибалась. Из нее летели сильные чувства: ненависть, боль, страх - и все это излучалось, шло волнами и доставало Марьяну, возбуждая не познанное ранее состояние. Наверное, оно называется - садизм. Садистам нужен чей-то страх, взамен нежности.
        - Свадьбу устраивать в такое время…- бурчит Марьяна.
        - Время не выбирают. Какое достанется, в таком и живут. И женятся, и умирают.
        Это так. Время не выбирают.
        Поезд тронулся, и одновременно с толчком в купе вошел второй пассажир. Марьяна сразу его узнала: известный артист, засмотренный мужик. Он был не молод и не стар. От него пахло третьим днем запоя.
        Марьяна разбиралась в запоях. Ее мать пила, и Марьяна все детство слонялась по подругам и родственникам, привыкла ночевать где ни попадя. У нее была хрустальная мечта: иметь свой дом. Может быть, именно поэтому она так любила и берегла дом.
        Артист тяжело осел на полку, возвышался как стог сена. Внизу - широко, к голове сходит на конус. Он тут же завозился, стал раздеваться. Марьяна вышла в коридор, чтобы не мешать человеку. А когда вернулась, он уже лежал, как стог, если его повалить.
        - Вы извините, пожалуйста,- повинился артист.
        - За что?- не поняла Марьяна.
        - За то, что я вас не развлекаю. Не оказываю внимания.
        Он извинялся за то, что не пристает к ней, не использует таких исключительных условий: двое в купе, в ночи.
        Марьяне захотелось спросить: «А порядочные женщины у вас были?»
        Но не спросила. Это не ее дело.
        Артист тем временем захрапел. Купе наполнилось алкогольными парами.
        Марьяна тоже легла и стала смотреть над собой. Она плохо спала в поезде. Она могла спать только у себя дома, только рядом с Аркадием. Первые десять лет у них были две кровати, стоящие рядом, но как ни сдвигали матрасы - все равно между кроватями расщелина с жесткими деревянными краями. Аркадий удобно возлежал на матрасе, а Марьяна льнула к нему и оказывалась в расщелине. Марьяна заменила две кровати на одну. Арабскую. Аркадий называл ее облпублдом (областной публичный дом). Кровать широкая, как стадион. Удобный матрас - ни жестче, ни мягче, чем надо. Постель - поэма. Одеяло из чистого пуха. Лежишь, как под теплым облаком. А за окном дождевые капли стучат в жестяной подоконник. За окном дождь и холодно, и волки плачут возле бывшей сталинской дачи. А мой дом - моя крепость.
        Марьяна - домашний человек. У нее нет другой специальности.
        В ранней молодости мучили молодые амбиции, мечтала сняться в кино, чтобы все увидели, какая она красивая. Пыталась поступить в театральное училище, но ее не взяли. Не нашли таланта. Марьяна тогда расстроилась. Аркадий утешал. У них тогда любовь горела ярким факелом. Аркадию надо было идти в армию, он не представлял себе разлуки. Притворился сумасшедшим и лег в диспансер. Его комиссовали. То ли удачно симулировал, то ли в самом деле оказался слегка шизоидным. Кто может провести грань между нормой и НЕ нормой. Где она, эта нижняя грань?
        Аркадий сэкономил два года, поступил в институт и стал врачом.
        Да не каким-нибудь, а уникальным специалистом. У него была обостренная интуиция, и он по внешнему виду мог определить состояние человека. Даже по тому, как он здоровается. Нездоровый человек невольно экономит энергию и здоровается безо всякого интереса. По необходимости. А здоровый человек исполнен любопытства и жаждет взаимодействия.
        Аркадия постоянно посылали в командировки по углам страны: в Заполярье, на Дальний Восток. Забрасывали бригаду врачей, как десант, для проверки населения. Для выявления онкологических больных.
        Аркадий звонил из любой точки земного шара, ему было необходимо прикоснуться словом. Марьяна стояла с трубкой, спрашивала:
        - Когда приедешь?
        И если не скоро, через неделю, например, Марьяна принималась плакать. А он слушал, как она плачет, и искренне страдал.
        Возвращался серый. Уставал душой и телом. Жалел людей. Страдал от собственной беспомощности. Ненавидел нищее здравоохранение и преступно равнодушное общество.
        Они подолгу разговаривали. Потом ложились на арабскую кровать под пуховое одеяло, и постепенно чужое несчастье и равнодушное общество отделялись и становились чем-то отдельным, как пейзаж за окном.
        Бесчестному житию застоя они могли противопоставить только свой дом - свою крепость. Потом застой рухнул, пришла долгожданная демократия, и еще страшнее стало выходить из дома. Пришлось заказывать железную дверь. И как изменилась жизнь… Как будто среди лета выпал снег. Только что зеленела трава, и вдруг все стало белым.
        На кого рассчитывать? Только на Бога. На Иисуса Христа. Аркадий реставрировал иконы. Марьяна смотрела на лики святых, как на фотографии родственников. Христос на руках Марии - ребенок, но иногда вдруг изображался со взрослым, зрелым лицом. Ему как бы отказывали в детстве. Он как бы сразу - Бог.
        - Мы сами во всем виноваты,- неожиданно ясно сказал артист.- Семьдесят лет поддерживали эту власть и работали на нее, как рабы.
        Для бреда эта фраза была слишком длинна и осмысленна.
        - Я не поддерживала,- сказала Марьяна.- Я просто жила.
        - Вы молчали. А значит, поддерживали. И значит, должны искупить.
        - Каким образом?- не поняла Марьяна.
        - Поваляемся в дерьме. Может, умоемся кровью. А уж потом заживем по-человечески.
        - А это обязательно - поваляться в дерьме?
        - Обязательно,- убежденно сказал артист.
        Он сел и стал открывать бутылку с минеральной водой. Прислонил пробку к краешку стола и стал стучать кулаком сверху. Проще было взять открывалку. Но это была ЕГО дорога к утолению жажды.
        Нина Полосина стояла на перроне и ждала. Настроение было подавленное. Как там у Пушкина в «Мазепе»: «Три клада всей жизни были мне отрада…»
        У Нины Полосиной тоже было три клада. Дочь Катя. Красивая, способная девочка. Еще в школе учительница говорила: «Мне даже плакать хочется, какая хорошая девочка».
        Второй клад - здоровье. Каждый раз после диспансеризации врач говорил: «Вы, Нина Петровна, практически здоровая женщина».
        - А теоретически?- спрашивала Нина.
        - Теоретически мы все больны. Экология.
        Третий клад - профессия, марксистско-ленинская философия. До тех пор, пока социализм на дворе, кусок хлеба обеспечен.
        И вот все разом рухнуло. Как будто лавина сошла с горы с тихим зловещим шорохом и все срезала на своем пути.
        Катя выходит замуж за грузчика. Окончил ПТУ. Или даже не окончил. Мезальянс. Неравный брак. Это как раньше, во время революции, барышни-дворянки влюблялись в
«братишек».
        Катя влюбилась в грузчика. А почему? Потому что исполнилось восемнадцать, время любить, а общества нет. Институт девчачий, педагогический. Из института - домой. Из дома - в институт. Кто первый проявил инициативу - тот и случился.
        Во времена Пушкина были балы, ярмарки невест. Собирались люди одного круга. Существовала такая профессия - сваха. Все было продумано. А сейчас? Где молодая девушка будет искать жениха? На юг поедет? В троллейбусе познакомится?… Скромная девушка с косой… Он носит ее на руках. Мышцы играют. Она хохочет, уцепившись за шею. Не хочет слушать никаких увещеваний. Рыдает. Пришлось уступить. Приходится ведь уступать наводнению. Или урагану. Налетит, сломает деревья, повалит столбы. И утихнет. Потом люди выходят, поднимают столбы, натягивают провода. Устраняют последствия.
        Так будет и с Катей. Через год прозреет. Разведется. Хорошо, если не родит за это время. Ребенок - это такое последствие, которое не устранишь.
        Третий клад оказался фальшивым - марксистско-ленинская философия. Все полетело в тартарары: и Маркс, и Ленин.
        Нина и раньше недолюбливала Маркса за то, что он жил на содержании у Энгельса. Она скептически относилась к людям, которые живут за чужой счет. Ленин - другое дело. Ленин - идол. А русский человек не может без идола, это у него с языческих времен. Но Ленина хотят уволить из идолов, захоронить мумию в землю. Или продать Эмиратам за большие деньги. За валюту. А на валюту поддержать старичков-пенсионеров. И то польза. Муж Нины Михаил, полковник милиции, за голову хватается: продать Ленина. Какой цинизм…
        Западные ученые возражают против захоронения: мумия имеет большую давность - 70 лет. Это научный эксперимент. Жалко зарывать эксперимент в землю…
        Разве можно было еще пять лет назад представить себе такие слова вокруг Ленина: эксперимент, продать… Вот уж действительно стихийное бедствие, лавина в горах. А как остановить это бедствие? Никак. Многие торопливо упаковывают чемоданы, продают квартиры за валюту - и наутек. Кто быстрее - люди или лавина? Кто успеет… Добежали до Израиля, до Америки и дышат тяжело.
        А Нина со своей марксистско-ленинской философией и мужем полковником милиции куда побежит? Что он умеет? Приказы отдавать?
        Второй клад - здоровье - сказал печально: «До свидания, Нина. До лучших времен».
        Давление образовалось от такой жизни. Печет в затылке. Того и гляди, лопнет сосуд и зальет мозги. Хорошо, если помрешь в одночасье, а то ляжешь в угол, как мешок. Вот когда грузчик понадобится: двигать туда-сюда мебель.
        Ах, как тяжело, как безрадостно…
        Поезд тем временем подошел и остановился, и от вагона отделилась Марьяна, подруга детства, и пошла навстречу. Красивая, дорогая, благополучная женщина. И не изменилась с тех пор: те же тихие глаза, то же выражение доверия на лице. Она шла из прошлого, из тех времен, когда были молодыми, и «чушь прекрасную несли», и надеялись…
        Сейчас иногда кажется, что не было ни детства, ни молодости, как не было, например, Древнего Египта. Уже XXI век на носу, компьютеры, роботы работают за людей, и даже египтяне - не те, что были в древности. Антропологи утверждают, что у них другая форма черепа. А пирамиды стоят, и никуда не денешься. Значит, БЫЛО. Было.
        И Марьяна идет. Значит, было детство и мама.
        Нина заплакала. Марьяна обняла подругу, почувствовала волнение и в этот момент порадовалась, что не пожалела и привезла дорогой подарок: полный набор хрустальных фужеров. Память на всю жизнь. Если не перебьют, конечно.
        Медленно пошли по перрону.
        - Кто жених?- спросила Марьяна.
        - Грузчик.
        - В каком смысле?- уточнила Марьяна.
        - В прямом. Отгружает холодильники.
        - Диссидент?
        В семидесятые годы был такой вид социального протеста, когда интеллектуалы шли в сторожа и в лифтеры.
        - Какие сейчас диссиденты?- мрачно спросила Нина.- Говори что хочешь. Просто грузчик, и все.
        - Ты серьезно?- не поверила Марьяна.
        - Серьезно, конечно.
        - А где Катя его взяла?
        - Домой пришел. По адресу явился. Мы холодильник на дачу перевозили. Он пришел с напарником. Стащили холодильник с пятого этажа. А потом он на руках снес Катю. Было весело. На другой день он явился к нам с цветами. Снова было весело. Довеселились.
        - А он ничего?- спросила Марьяна.
        - Много ест. Суп с хлебом с маслом. Компот с хлебом с маслом. Я каждый раз боюсь, что он все съест и примется за меня.
        - А Катя его любит?
        - Как можно любить человека, который не читает книг? И не пьет ни грамма. Все пьют, а он нет.
        - Так хорошо.
        - Подозрительно. Боится развязать. По-моему, он завязавший алкоголик.
        - Но ведь это надо выяснить,- встревожилась Марьяна.- Иначе как от него детей рожать?
        - Вот именно…
        Под угрозой была не только дочь, но и внуки, и правнуки.
        - Будь он проклят, этот холодильник,- сказала Нина.
        - А как Миша?
        - В милиции. Сталинист и антисемит. Но сейчас он считает: лучше бы Катя вышла за еврея.
        - А евреи грузчиками бывают?- удивилась Марьяна.
        - Нет. Они сейчас на бирже. Но уж лучше на бирже.
        - Да…- задумчиво сказала Марьяна.
        Шли какое-то время молча. Жизнь складывалась не так, как хочешь. Хочешь одно, а получаешь другое. Вот Колька вырастет, тоже женится на Тамариной дочке. Они уже сейчас каждый вечер мультики вместе смотрят. Тамарина дочка вся в маму. Обожает, когда про любовь. А Колька смущается, отворачивается. Дурак еще. Но она научит.
        - А тебя носил кто-нибудь на руках?- спросила Марьяна.
        - Нет,- растерялась Нина.
        - И меня нет.
        Вышли к стоянке такси. Цены подскочили в десять раз, поэтому машины стояли свободно.
        Марьяна подумала вдруг, что двадцать пять лет проработала рабой и Аркадий воспринимал сие как должное. Не дарил цветов, не носил на руках. Зато он не был сталинист, грузчик и алкаш. Он принадлежал к тонкой благородной прослойке, именуемой «интеллигенция». При этом - к лучшей ее части. К подвижникам. Земским врачам, которые шли в народ и трудились в поте лица.
        За это можно носить на руках.
        - А ты как?- спохватилась Нина.
        - Так собой… У нас есть знакомый грузин, который вместо «так себе» говорит «так собой»,- пояснила Марьяна.
        Марьяна не любила хвастаться своей жизнью, предпочитала прибедняться. Боялась спугнуть, сглазить.
        У детей есть дразнилка: «Я на эроплане, ты в помойной яме».
        Так и Марьяна. Она на «эроплане», при любви, при деньгах, при смысле жизни. А почти все вокруг в яме проблем. Хорошие люди, а в яме. Марьяне просто повезло. С высоты аэроплана она видела кое-где редкие семьи на такой же высоте. Но это так редко, как гениальность.
        Катя стояла посреди комнаты в свадебном платье, сшитом из тюлевой занавески. Соседка-портниха укрепляла ветку искусственных ландышей на плече. Ландыши - не Париж, да и платье из занавески, но все вместе: молодость, цветение человека, ожидание счастья, высокая шея, тонкая талия…- все это было так прекрасно, что Марьяна обомлела.
        Обомлел и Костик, первый гость, Катин школьный товарищ. Он пришел с самого утра и ошивался без дела. Путался под ногами.
        Костик смотрел с ошарашенным видом. Для него Катя была соседка по парте, каждодневная девочка, пальцы в заусеницах. И вдруг он увидел белую мечту.
        - Какой же я был дурак,- сказал себе Костик.
        Он был приглашен на свадьбу свидетелем, а мог и женихом. Это открытие ударило его, как дверью по лицу. Было больно и неожиданно.
        Нина и Марьяна, едва раздевшись, отправились на кухню и стали украшать тарелки с салатом и холодцом. Из зеленого лука, моркови, крутых яиц и маринованных помидоров Марьяна выстраивала на тарелках целые сюжеты с зелеными лужайками, зайчиками и мухоморами.
        - Да бросьте, тетя Маша, сейчас придут и все порушат. Все равно в желудке все перемешается,- говорила Катя.
        - Прежде чем порушат, будет красиво,- возражала Марьяна.
        - Это позиция!- Катя цапнула с торта орешек.
        - Не хватай!- одернула Нина.- Терпеть не могу, когда хватают. И учти, я в загс не пойду. Много чести!
        - Не ходи,- легко согласилась Катя.- Мы быстренько: туда-сюда.
        - Видала?- Нина обернулась к Марьяне.- Туда и сюда… Как тебе нравится?
        - А что ты хочешь?- беззлобно удивилась Катя.- Тебе так не нравится и так не нравится…
        Она цапнула еще один орешек и удалилась, облизывая палец.
        Нина без сил опустилась на табуретку.
        - Разве я о такой мечтала свадьбе?- грустно сказала она.
        - А знаешь, этот Костик… Он посожалел.
        - И что с того?- удивилась Нина.
        - Ничего. Так.
        Распахнулась дверь, вбежал жених в куртке. Он был усатый и волосатый, как певец из вокального ансамбля.
        - Машина пришла!- запыхавшись, объявил жених. Он подхватил Катю на руки и помчался с ней к дверям.
        - Пальто!- душераздирающе крикнула Нина.
        - А, да…- спохватился жених.
        Костик накинул на Катю пальто, как плед. Она сидела на руках, как в кресле-качалке, закинув нога на ногу.
        Они скрылись в дверях. По лестнице вместе с белым шлейфом летела их молодость и молодая страсть.
        Костик засуетился, втиснулся в свой плащ и тоже поспешил следом.
        - Как он тебе?- спросила Нина.
        Марьяна молчала.
        Она испытывала что-то похожее на светлую зависть. Дело не в том, кто грузчик, кто врач. Жизнь прошла. Не вся, конечно, но вот этот кусок оголтелой беспечности, когда все смешно. Палец покажешь - и смешно. А сейчас - палец покажешь и смотришь. Ну да. Палец. И что? Ничего.
        Катя вернулась пешком и одна. Она шла на высоких каблуках, как на ходулях.
        - Машина ушла. Не дождалась,- объяснила Катя.
        - А этот где?
        - Новую ловит.
        - А почему ушла машина?- возмутилась Марьяна.
        - Плохо договорился, значит,- объяснила Нина.- Мало денег дал.
        - Знаешь, сколько они запрашивают?- заступилась Катя.
        - Он к тому же еще и жадный.
        Нина вдруг села и зарыдала.
        Катя приблизилась к матери, стала гладить ее по волосам, изредка повторяя: «Мама, ну мама…» Произносила с теми же интонациями, что и Нина в детстве.
        - Перестаньте!- попросила Марьяна.- Нашли время.
        В кухне снова появился жених, радостно возбужденный удачей.
        - Нормалек!- объявил он.
        Подхватил Катю и исчез, не заметив трагедии, разыгравшейся вокруг его персоны.
        - Мне начинает казаться, что Катька того… с прибабахом,- поделилась Нина.
        - А что это значит?
        - Ну… дура. Неполноценная.
        - А ты - нет?
        - Это почему?
        - Надо уважать в молодом человеке его будущее. Понимаешь? Нельзя унижать недоверием.
        - Какое будущее у грузчика?- удивилась Нина.
        - А откуда ты знаешь? Ты же ничего не знаешь. Ломоносов тоже мог прийти в Москву и какое-то время работать грузчиком.
        На кухне появился муж Нины. Он был в сатиновых трусах и в майке. Стал шумно пить воду, после чего скрылся.
        - Все время лежит и смотрит в стену,- сказала Нина.- Переживает.
        Жизнь на сорок пятом году показала полковнику большую фигу. Видимо, он целыми днями лежал и рассматривал свою жизнь с фигой на конце.

* * *
        Гости съезжались к восьми часам. В основном - молодежь, племя младое, незнакомое. Преимущественно - девушки. Катины подруги. Грузчик своих друзей пригласить не решился, а может, у него их и не было. Родителей тоже не было. Отца - никогда (кроме момента зачатия). А мать жила в деревне и не смогла выбраться.
        Марьяна весь день простояла на ногах и так устала, что хотелось одного: уйти и лечь на Мишино место. Миша к восьми часам воспрял, надел штатский костюм - синий в полоску - и выглядел хоть куда: «Джеймс Бонд по-советски». Он реагировал на молодых девушек, явно предпочитая блондинок. Нина стояла с приклеенной улыбкой.
        Шумно уселись за стол.
        Катя оказалась права: все в момент было сметено могучим ураганом молодых аппетитов. И никто не увидел красоты зеленых полянок с мухоморчиками. Жених ел, не переставая, будто включили в розетку. Его отвлекали только крики «горько». Тогда он поднимался и майонезными губами впивался в Катю. И было видно, что парень он бывалый и целуются они не в первый раз.
        Миша в эти минуты каменел лицом и старался не смотреть, как мызгают его дочь, чистую голубку.
        В какой-то момент всех накрыло теплом и счастьем застолья. Нина как бы смирилась с происходящим и даже хватила водки. Но вдруг горько разрыдалась. Все решили - от счастья. И только Марьяна видела, как безутешно и тяжело она плачет. Будто у гроба.
        Марьяна тихо выбралась из-за стола. Накинула пальто. Вышла на улицу.
        Неподалеку за углом светился окнами телеграф. Он работал круглосуточно. Марьяна вдруг поняла, зачем она вышла. Позвонить домой. Прикоснуться голосом к своей жизни. Что они сейчас делают? Колька, наверное, уже спит. У него манера сбивать простыню и одеяло в общий ком, и он валялся, как подкидыш в тряпках. Бог его подкинул Марьяне. Как будто зажег свечку. И все осветилось в ее жизни до последнего уголочка. Все стало ясно: зачем так долго любила Аркадия? Чтобы завязался плод любви. Зачем они оба работают, каждый на своей ниве? Чтобы взрастить свой сад.
        Улица, по которой шла Марьяна,- из тех давних санкт-петербургских времен. Все дома разные. Стиль - артнуво или постмодерн.
        Марьяна не очень в этом понимает. Аркадий - понимает.
        Марьяна вошла в помещение телеграфа. Женщина за окошечком штамповала конверты. Марьяне почему-то вспомнились письма из-за границы в нарядных конвертах. Сверху пишется имя адресата: кому письмо. Потом улица. Дом. Город. В конце страна. Страна - в самом конце. Главное - человек. А на наших конвертах все наоборот. Страна - в начале, человек - в конце. Людей много, а страна одна.
        Марьяна вошла в автомат. Набрала номер. Ожидала услышать междугородные шумы, но голос возник сразу. Как из космоса.
        - Ну что ты сравниваешь?- спросил мужчина.
        Марьяна поняла, что случайно подключилась к чужому разговору. Хотела положить трубку, но помедлила. Голос был знаком.
        - Что ты срав-ни-ва-ешь?- повторил мужчина.
        Эта манера говорить по слогам принадлежала Аркадию. Когда он что-то хотел доказать, то выделял каждый слог. И голос был его - низкий, глубокий. Аркадий - меланхолик, говорит, как правило, лениво, но сейчас в его голосе прорывалась сдержанная страсть.
        - У тебя дело, люди, путешествия. У тебя есть ты. А у нее что? Сварить, подать, убрать, помыть. Она живет, как простейший организм. В сравнении с тобой она - инфузория-туфелька.
        - Но живешь ты с ней, а не со мной,- ответил женский голос.
        - Мне ее жаль. А тебя я люблю.
        - Любовь - это не количество совокуплений. А количество ответственности. Я тоже хочу, чтобы меня жалели и за меня отвечали. И хватит. Давай закончим этот разговор.
        - Подожди!- вскричал Аркадий.
        - Когда началась война в Афганистане?- вдруг спросила женщина.
        - Не помню. А что?
        - У нас с тобой все началось в тот год, когда наши ввели войска в Афганистан. А сейчас война уже кончилась. А мы с тобой все ходим кругами. Вернее, ты ходишь кругами. Мне надоели самоцельные совокупления, за которыми ничего не стоит. Я сворачиваю свои знамена и отзываю войска.
        - Подожди!- крикнул Аркадий.
        - Опять подожди…
        - Не лови меня на слове. Я сейчас приеду, и мы поговорим.
        - Если ты будешь говорить, что твоя жена инфузория-туфелька, а у сына трудный возраст,- оставайся дома.
        - Я сейчас приеду…
        Раздались короткие гудки.
        Марьяна посмотрела на трубку и опустила ее на рычаг.
        Постояла.
        Снова набрала. Шипение, соединение, длинные гудки. Уехал. А Колька? Куда он его дел? Взял с собой? Бросил одного? А если он проснется?
        Марьяна вышла из будки. Женщина за окошечком продолжала штамповать конверты. Всего три минуты прошло. Ничего не изменилось за три минуты: улицы привычно скрещивались возле телеграфа. Одна прямо, другая под углом. Ходят люди. Стоят дома. У Нины - свадьба.
        Марьяне казалось, что она в аквариуме, как рыба. Между ней и окружающей средой - стена воды, потом толща стекла. За стеклом люди, а она - рыба.
        Марьяна сделала шаг. Еще один. Надо было идти. И она пошла. И добралась до нужного места. Свадьба. Едят и пьют. А некоторые танцуют в другой комнате. Топчутся как-то.
        Никто не заметил отсутствия Марьяны. Она прошла на кухню и начала мыть тарелки. Тарелки были свалены как попало, надо было освободить от объедков и рассортировать: большие к большим, средние к средним.
        В кухню вошла Нина и сказала:
        - Да брось ты, завтра все вымоем.- Она села на стул.- Ты заметила, ни грамма не выпил… На собственной свадьбе… Даже рюмки не поднял.
        Нина ждала реакции. Марьяна молчала. Потом подняла голову и спросила:
        - Когда началась война в Афганистане?
        - В семьдесят шестом, кажется… Надо у Миши спросить. Он знает. А что?
        Лицо Марьяны было напряженным, как у глухонемой.
        В семьдесят шестом году. Сейчас девяносто второй… Шестнадцать лет у него другая. Шестнадцать лет - целая жизнь. Совершеннолетие. А она ничего не заметила. Они вместе спали. Зачинали Кольку. Значит, он спал с двумя. Там были самоцельные и качественные совокупления. Там он любил. А ее - жалел.
        Аэроплан рухнул в помойную яму. С большой высоты. Отбило все внутренности. Очень больно. Хорошо бы кто-нибудь пристрелил. У Миши наверняка есть пистолет. Но зачем привлекать других людей? Можно все сделать самой. Выбежать на улицу и броситься под машину. Все. Несчастный случай. Никаких разбирательств. Никто не виноват. Правда, у Нины прибавится хлопот. Заказывать гроб. Грузить. Но грузчик уже есть.
        На тарелке кусок ветчины. Нетронутый. Выбрасывать? Или завтра доедят. Грузчик доест.
        Колька спит в тряпках, как сирота. Кому он нужен? Кто будет завязывать ему тесемки, проверять железки? Кольке - восемь лет. Значит, он родился в середине той любви. Значит, Аркадий предал Афганку, когда зачал и родил Кольку. Она не захочет терпеть Кольку в своем доме. Сдадут в интернат. Там его будут бить и отнимать еду. Он научится воровать и втягивать голову в плечи, ожидая удара. Нет! Она никогда не подставит своего сына. Но и в дерьме жить не желает. Она выгонит Аркадия, как собаку. Пусть идет вон из ее чистого дома, блудит по подъездам. А впрочем, эта Афганка где-то живет… У нее есть помещение. Вот пусть и забирает к себе и качественно совокупляется: утром, днем, вечером и ночью. Беспрепятственно.
        Большие тарелки окончились. Начались средние. Сервиз красивый - белый с синим. Похож на английский. Но чешский.
        Аркадий соберет свой чемодан и уйдет. Чемодан и иконы. Больше она ему ничего не отдаст. Да он и сам не возьмет. А на что жить? Профессии - никакой. Можно сунуться в малое предприятие, секретаршей. Кольку на продленку. Целый день без присмотра. Он превратится в дитя улицы. Научится матерным словам.
        Аркадий, конечно, будет подкидывать денег. Не даст пропасть. Но это зависит от того, как они расстанутся. С каким текстом она его выгонит. Значит, надо выбирать слова.
        А вдруг не придется выбирать. Ведь неизвестно, о чем они сегодня договорятся с Афганкой. Может быть, Аркадий захочет прожить еще одну новую жизнь, с новыми детьми.
        Он встретит ее утром на вокзале и все скажет. Произнесет. Она отреагирует:
        - А я знаю.
        - Откуда?- удивится он.
        - Я слышала по телефону.
        Он подумает и скажет:
        - Тем лучше.
        Потом соберется и уйдет. Из дома уйдет Аркадий и вынесет тепло. Зачем тогда этот дом? Просто жить и терпеть каждый день?
        Тарелка упала и разбилась. Черт! Сервизная тарелка. Марьяна стала собирать осколки и опускать их в ведро.
        - Эксплуатация человека человеком отменена в семнадцатом году. Прошу все бросить и сесть за стол.
        Марьяна вернулась в комнату. Был накрыт чай.
        О! Какие убогие советские торты с тяжелым жирным кремом. Как можно это есть? А ничего. Едят и здоровы. И счастливы. Муж Нины без особых талантов. Незатейливый человек. Зато СВОЙ. И грузчик будет такой же. Без фантазий. Фантазии распространяются в оба конца - на добро и на зло. На творчество и предательство.
        Марьяна стала есть торт. Как все. Она думала, что существует на другом, более высоком уровне. А вот поди ж ты: в уровне оказалась большая дыра, и сейчас она загремела в эту дыру вместе с мебелью, японским холодильником с красивыми продуктами внутри. Так, наверное, бывает во время землетрясения, в те несколько секунд, когда все вздрагивает, наклоняется и осыпается в преисподнюю. И Колька скользит ногами, и за что-то держится, и верещит своим пронзительным голосом.

«Ко мне, ко мне, сюда!» - взывает Марьяна, ловит его, и прижимает, и закрывает всем телом.
        Марьяна ела торт. Торт на ночь. Килограмм плюс. Какая разница? Кому нужна ее стройная фигура? Аркадию все равно. И ей самой тоже все равно. Жизнь кончилась.
        Стреляться она не будет. И под машину бросаться не побежит. Что за безвкусица? Она будет жить день за днем. И пройдет всю дорогу. Говорят, Бог не любит самоубийц. И если к нему попадешь раньше намеченного срока - он не принимает. Как начальник. И ты маешься в приемной до своего часа. Какая разница: где ждать этот ЧАС. Там или тут?
        Аркадий стоял на перроне - такой же, как всегда. Он обнял Марьяну, поцеловал. Губы были крупные и теплые, как у коня.

«Сейчас скажет»,- подумала Марьяна. Но Аркадий молчал. Остановил носильщика. Поставил чемодан. Он не любил поднимать тяжести, даже незначительные.
        - Ну как?- спросил Аркадий.
        Захотелось крикнуть: «Я все знаю!» Но она спросила:
        - А у тебя как?
        - Как обычно,- сказал Аркадий.
        Вот это правда. Как обычно - работа, мастерская, Афганка. Или другой порядок - работа, Афганка, мастерская. А может, они встречаются в мастерской, среди ликов святых. О! Как они были счастливы и несчастны.
        - Ты чего?- спросил Аркадий.- Устала?
        Марьяна не ответила. Что отвечать? Устала ли она? Она умерла. Покончила с собой. С прежней. И теперь ждет своего ЧАСА.
        Носильщик проворно катил тележку. Приходилось торопиться.
        Аркадий загрузил чемодан в машину. Удобно. Кто-то берет твой чемодан и загружает.
        Машина тронулась. За окном грязная Москва. Чего же она такая грязная? Не убирают?
        Аркадий сидел непроницаемый, как сфинкс. Хотелось спросить: «Что ты решил?»
        Но спрашивать - очень страшно. Спрашивать - значит знать. А знать - значит взрезать ситуацию скальпелем, как живого человека. Тогда надо что-то срочно делать: или зашивать, или хоронить.
        Лучше ни о чем не спрашивать. Сидеть в машине и смотреть на Москву.
        - Батрачила?- догадался Аркадий.- Тарелки мыла?
        Пожалел. Он ее жалел. Значит, сегодня не уйдет.
        Марьяна не стала разбирать чемодан. Сразу легла. Ей снился падающий самолет. Он устремился к земле, но удара не было. За секунду до удара Марьяна вскидывалась, садилась на кровать и обалдело смотрела по сторонам. Ей казалось, что она сошла с ума. А может, и сошла.
        Поднялась через два часа и задвигалась по дому. Надо было приготовить еду. У нее было несколько привычных скорых рецептов, когда можно было накормить быстро и без проблем.
        В прихожей стояло старинное зеркало, стиль «псишо» или «псише». Марьяна увидела свое лицо - тусклое, белесое, овальное.

«Инфузория,- подумала Марьяна.- Даже без туфельки. Простейший организм. Что он может дать своему мужу, кроме обеда и преданности?»
        Та, другая, питает его воображение, наполняет жизнь праздником. Их души, как двое детей на пасхальной открытке, берутся за руки, и взлетают на облако, и сидят там, болтая ногами. А она что? Гири на ногах. Попробуй взлети.
        В замке повернулся ключ. И Марьяне показалось - он повернулся в ее сердце, так оно радостно вздрогнуло.
        Все что угодно. Пусть ходит к ТОЙ. Только бы возвращался. Только бы возвращался и жил здесь. Она ничего ему не скажет. НИЧЕГО. Она сделает вид, что не знает. Инфузория-туфелька вступит в смертельную схватку с той, многоумной и многознающей. И ее оружие будет ДОМ. Все как раньше. Только еще вкуснее готовить, еще тщательнее убирать. Быть еще беспомощнее, еще зависимее и инфузористее.
        Марьяна спокойно поставила перед мужем тарелку, а сама села напротив и смотрела, как он ест. Ест и читает газету. Плохая привычка. Переваривает сразу две пищи - плотскую и интеллектуальную.
        - Ты чего?- спросил Аркадий.
        - Ничего. Скоро зима.
        Скоро зима. Потом весна. Время работает на Марьяну.
        Аркадий будет приходить к Афганке и как в кипяток опускаться в упреки, скандалы, в самоцельные совокупления. А потом возвращаться домой и сразу отдыхать. Дома покой, сын, преданность, вкусная еда. И Аркадию после тяжелого рабочего дня захочется в покой, а не в упреки. Отношения завязнут, как грузовик в тяжелой грязи, начнут буксовать. Афганка захочет подтолкнуть ревностью, заведет себе другого Афганца. А вот этого Аркадий не потерпит. Марьяна приучила его к чистоте и преданности. Он захочет то, к чему привык. И в один прекрасный день все разлезется и рассеется, как облако в небе. То ли было, то ли не было… Афганка свернет свои знамена. Аркадий отдаст честь.
        Афганка наведет румянец, отточит интеллект - и в новый бой, ошеломлять своими талантами. А время упущено. А детей нет. И значит, уже не будет. И впереди одна погоня за призраками, через морщины, через усталость. Погоня - усталость - пустота. И в конце концов - одинокая больная старость. А за что? За то, что верила и любила. За то, что замахнулась на чужое. Вот за что. Хотела горя другому. Но ты это горе положила в свой карман. А она, Марьяна,- она ни при чем. Она даже ничего не знает.
        - Ты что такая?- снова спросил Аркадий.
        - Какая?
        - На винте.
        Заметил. Замечает.
        Говорят, что жертва испытывает подобие любви к своему палачу. И, чувствуя нож в своем теле, смотрит ему в глаза и произносит: пожалуйста…
        Что пожалуйста? А все. ВСЕ. ЖИЗНЬ.
        А потом была кровать-поэма. И ночь, как война, в которой Марьяна дралась за свой дом, как солдат в захватнической войне.
        И даже во сне, уйдя от мужа в свой сон, она продолжала держать его за выступ, который считала СВОИМ. И Аркадий не отклонялся. Видимо, хотел, чтобы его держали.
        Утром Марьяна провожала Кольку в школу. Он шел рядом, тяжело шаркая. У него были сапоги на вырост. Марьяна посматривала на сына сбоку: как будто сам Господь Бог взял кисточку и нарисовал в воздухе этот профиль. Одно движение - и все получилось. Без поправок. Природа не зря медлила с ребенком для Марьяны. Поджидала и готовила именно этого.
        На обратной дороге забежала к Тамаре. Пили кофе. Тамара по-прежнему была похожа на двойной радиатор, но с выключенным отоплением. Широкая, прохладная. Ее что-то мучило.
        Тамара курила, глубоко затягиваясь, соря пеплом.
        - У него четверо детей, представляешь?- сообщила она.- Мусульмане не делают аборты. Им Аллах не разрешает.
        - Я бы тоже четырех родила,- задумчиво сказала Марьяна.- Хорошо, когда в доме маленький.
        - Его жена с утра до вечера детям зады подтирает. И так двадцать лет: рожает, кормит, подтирает зады. Потом внуки. Опять все сначала. О чем с ней говорить?
        - Вот об этом,- сказала Марьяна.
        - Живет, как…- Тамара подыскивала слово.
        - Инфузория-туфелька,- подсказала Марьяна.
        - Вот именно!- Тамара с ненавистью раздавила сигарету в блюдце.- Это мы, факелы, горим дотла. А они, инфузории,- вечны. Земля еще только зародилась, плескалась океаном, а инфузория уже качалась в волнах. И до сих пор в том же виде. Ничто ее не берет - ни потоп, ни радиация.
        - Молодец,- похвалила Марьяна.
        - Кто?- не поняла Тамара.
        - Инфузория, кто же еще… Ну, я пойду…
        - Подожди!- взмолилась Тамара.- Я расскажу тебе самое интересное.
        - Ты уже рассказывала.- Марьяна поднялась.
        - Нет, не это… Мы вышли вчера из машины. Луна плывет высоко… и снег светится от собственной белизны. Представляешь?
        Лицо Тамары стало мечтательным. Она хорошела на глазах и из радиатора парового отопления превращалась в музыкальный инструмент, растянутый аккордеон, из которого плескалась вечная музыка души.
        - Снег светится от луны,- исправила Марьяна.
        - Нет. Собственным свечением. Снег тоже счастлив…

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к