Библиотека / Любовные Романы / СТУФ / Токарева Виктория : " Рубль Шестьдесят Не Деньги " - читать онлайн

Сохранить .
Рубль шестьдесят - не деньги Виктория Токарева
        #
        Виктория Токарева
        Рубль шестьдесят - не деньги

* * *
        Возле метро «Новые Черемушки» в ларьке продавались шапки-невидимки. Шапки были бежевые с помпончиком на макушке, походили на лыжные. Их никто не брал.
        Я стою в шапке-невидимке, стиснутый со всех сторон, и чувствую плечи своих современников.
        Возле меня в минусовом расстоянии стоит деревенская женщина в шали и плюшевой жакетке. На шее у нее, как олимпийский венок, висит гирлянда сушек.
        - Мать,- обиженно говорит кто-то за моей спиной,- встала, как памятник. Подвинься немножко!
        Я включен, и там, где я стою, пустое место. Бабка двигается в эту пустоту, но она заполнена мной.
        - Куда я подвинусь-то?- огрызается бабка. Она так оглушена городом, цивилизацией и своими узлами, что ничему уже не удивляется.
        - У, деревня… - сердится человек за спиной.
        Можно бы повернуться и двумя пальцами взять горожанина за нос, за самый кончик, чтобы умел расставлять в жизни акценты. Но, с другой стороны, стоит ли хватать за нос человека, который не умеет расставлять акценты и, видимо, сам страдает от этого? Ему от этого еще Хуже.
        Я прохожу мимо вахтера без пропуска и направляюсь в свой корпус.
        Институт у нас большой - целый город. Руководит институтом Копылов, лауреат трех Государственных и двух Ленинских премий.
        Копылов - гений. Ему ничего не стоит выдумать новый самолет и открыть новый закон. При этом он не кричит «эврика», как Архимед, а просто откидывается на спинку рабочего кресла и делает пружинящие разводы руками в стороны.
        Я завидую Копылову, как Сальери Моцарту.
        Завидую потому, что он - гений, а я просто способный человек. Я, может быть, могу выдумать самолет, но на это уйдет много времени. Потому что я буду отвлекаться. А Копылов ни на что не отвлекается. Все остальное ему неинтересно. Но это не значит, что он растерянный и близорукий, как описывают ученых в литературе, роняет на ходу стулья и ходит в разных ботинках. Копылов точен. Никогда и никуда не опаздывает. У него потрясающие запонки с рубинами и модная стрижка.
        Иногда я встречаю его и здороваюсь, а он отвечает и идет дальше. Я остановился возле ларька, повертел в руках шапку и спросил у продавщицы:
        - А почему никто не покупает?
        - Вигоневая,- равнодушно объяснила продавщица.
        Я пощупал шапку: она действительно была не шерстяная и, видимо, холодная.
        - Ну, будете брать?- высокомерно спросила продавщица. Она была молодая, с высокой прической и держала ее на голове гордо, как олени держат рога.
        - А сколько стоит?- виновато спросил я.
        - Рубль шестьдесят,- сказала продавщица.- Деньги, что ли? Больше пропьете, и толку чуть. А тут все-таки шапка…
        Рубль шестьдесят - не деньги. А все-таки шапка…
        - Заверните,- попросил я.
        - Вам какую?
        - Все равно. Можно эту…
        Продавщица взяла шапку, на которую я указал, надела ее себе на голову и - пропала.
        Я растерялся. Вообще меня удивить очень трудно, почти невозможно. Я тонко чувствую корни жизни, все могу понять и объяснить. Но здесь я ничего не мог понять.
        Продавщица тем временем сняла с головы шапку и снова возникла.
        - Включает?- равнодушно спросила она. Ей было все равно, каким товаром торговать.
        - Не понимаю,- сознался я. Удивление и растерянность еще не осели во мне.
        - Я пропадала или не пропадала?- уточнила продавщица.
        - Пропадала.
        - Значит, включает,- успокоилась продавщица.- А то, знаете, щас холодно, шапки портятся, которые вовсе не включают, а которые наполовину… Вам завернуть?
        - Не обязательно.
        Я взял шапку, отошел от ларька. Надел поплотнее на голову и отправился на работу.
        Главное в жизни - правильно расставлять акценты. Уметь видеть - что важно, а что неважно.
        Если, например, в метро тебе давят в спину и ходят по ногам - надо понимать, что это явление временное. Сказано: «Каждый подчиненный работает лучше, если он видит, что начальник его замечает».
        У меня есть хрустальная мечта жизни: я мечтаю, чтобы в один прекрасный солнечный день любого времени года Копылов заметил бы меня, подошел и протянул руку.
        - Здравствуйте, Слава!- сказал бы гений Копылов.
        - Здравствуйте, Игорь Ростиславович!- вежливо ответил бы я.
        - Ну как дела?
        - Спасибо, потихоньку…
        - А как жизнь вообще?
        - Как когда…
        - А я, знаете, замотался: то в Африку, то в Америку - некогда сосредоточиться.
        Мы бы понимающе помолчали, и я бы сказал:
        - Запонки у вас в большом порядке…
        - Ага… - обрадуется Копылов.- Жена купила!
        Мы улыбнемся друг другу и пойдем каждый своей дорогой. Он - к себе, я - к себе. Но, придя к себе, я бы сел за стол и тут же изобрел круглое крыло и поместил бы его сверху самолета, как верхний плавник у рыбы. Копылов взял бы в руки мой чертеж, поглядел вдаль и прищурился. Гена бы с восхищением выругался, а Саша тут же сел бы и написал заявление об уходе.
        Сегодня 14 февраля. Прекрасный солнечный день.
        Я поплотнее натягиваю на уши свою шапку и сворачиваю от своего корпуса к главному.
        Я иду к Копылову мимо постов, мимо секретарей и стараюсь при этом не чихать и ступать осторожнее.
        Копылов работал. Он сидел за столом лицом ко мне и что-то писал на листке. Может быть, выводил теорию относительности, забыв, что ее уже однажды открыл Эйнштейн.
        Я осторожно прикрыл за собой дверь, прошел к столу и сел в кресло против Копылова.
        Я приблизительно представлял, как все будет выглядеть: сейчас я сниму шапку и возникну. Копылов долго будет смотреть на меня, а потом тихо спросит:
        - Когда вы вошли?
        - Только что.
        - А кто вас пропустил?
        - Никто. Я сам пришел в шапке-невидимке.
        Я улыбнусь и протяну ему шапку. Копылов рассмотрит со всех сторон, скажет:
«Полупроводники» - и вернет обратно. И посмотрит на меня. Не вообще, а на меня.
        Но все выглядело совершенно иначе, чем я представлял.
        Я снял шапку и возник. Копылов поднял на меня глаза, но не удивился и не испугался, как я предполагал. Он посмотрел куда-то мне в переносицу, потом прищурился и стал что-то быстро писать на листке. Видимо, ему в голову пришла подходящая мысль.
        Я растерялся, но ничего не сказал. Я смотрел на его лоб, на челюсть, немножко выдвинутую вперед. Копылов работал и был в этот момент похож на виолончелиста Ростроповича, когда тот играет «Элегию» Массне.
        Я надел шапку и исчез. Копылов не заметил.
        Тогда я дождался, когда он поднимет голову,- быстро стащил шапку и возник прямо перед его лицом.
        Копылов стал смотреть на меня, и это продолжалось долго - минуту или две. Я попробовал даже слабо улыбнуться, но лицо Копылова оставалось бесстрастным, и я понял: он смотрит на меня и меня не видит.
        Он был сейчас далеко со своими несозданными самолетами, неоткрытыми законами. Я не имел к этому никакого отношения, значит, я не существовал вообще. И если даже я встану сейчас вниз головой и пройдусь по кабинету на руках - это тоже ничего не переменит.
        Я поднялся, сунул шапку в карман и пошел из его кабинета.
        Когда я вышел, секретарша Копылова вытаращила на меня глаза.
        - Когда вы вошли?- испугалась она.
        - Только что.
        - А кто вас пропустил?
        - Я сам прошел. В шапке-невидимке.
        Я вытащил из кармана шапку и показал секретарше.
        - Синтетика?- заинтересовалась она.
        - Вигоневая.
        Секретарша не поверила. Посмотрела на меня и улыбнулась. Ей нравились молодые и веселые сотрудники.
        Я подхожу к своему корпусу. Представляю, как появлюсь сейчас в своей шапке, как включусь и выключусь.
        Ирка завизжит. У нее преобладает первая сигнальная система. Реакции примитивные.
        Гена восхищенно выругается. Он ругается во всех случаях - и когда сердится и когда радуется.
        Железное скажет: «Чем бы ни заниматься, только не делом». Для Железнова дело - превыше всего.
        Гришка Гарин быстро спросит:
        - Сколько платил?
        - Рубль шестьдесят,- быстро скажу я.
        - Даю три,- скажет Гришка.- Продай…
        А мой друг Саша ничего не скажет. Даже не посмотрит. Он мне не верит, и все, что идет от меня, внутренне вычеркивает. Ему кажется, что я постоянно выпендриваюсь и это основное дело моей жизни. Я защитил диплом, который хотели зачесть как диссертацию, не потому, что я умный и много работал, а всем назло. У меня была самая красивая девушка - не потому, что она мне нравилась, а чтобы все завидовали. Сейчас я пришел в шапке-невидимке, чтобы все побросали свои дела и занимались одним мной. Саша ни за что не поверит, что я купил ее в ларьке за рубль шестьдесят. И если я когда-нибудь умру.
        Саша даст голову на отсечение, что я умер только для того, чтобы обо мне поговорили.
        Иногда, особенно когда выпью, мне хочется позвонить Саше по телефону и сказать:
        - Мы с тобой пять лет учились на одном курсе, играли в одной команде и даже дружили когда-то. Как получилось, что ты меня совершенно не знаешь? Я ведь не такой…
        Но я никогда не позвоню к нему и ничего не скажу.
        Когда я вошел в комнату - все работали на своих местах и о чем-то оживленно спорили. Начала спора я не застал, и меня это не интересовало.
        Я встал поближе к окну - так, чтобы всем было удобно на меня смотреть, взялся за помпончик и приготовился к аттракциону.
        - …потому что Славка не сексуальный,- возразила Ирка.
        - При чем тут?- удивился Гена.
        - При том. Половая система имеет прямое отношение к таланту!
        Я растерялся.
        - А почему вы решили, что Слава не сексуальный?- спросил Железнов. Я не ожидал, что его может заинтересовать эта тема. Я думал, его интересует только работа.
        - Мне совершенно не хочется его обнять!- сказала Ирка.
        - А он хочет, чтобы ты его обнимала?- уточнил Гришка Гарин.
        Я мысленно поблагодарил Гришку за эту реплику.
        - Дело не в этом!- Ирка встала.
        Сейчас она произнесет речь и окончательно зачеркнет меня в глазах родного коллектива. Я решил, пока еще не поздно, сдернуть шапку, но в это время Железнов спросил:
        - А почему Славы нет на месте? Он что - болен?
        - Он здесь,- не оборачиваясь, сказал Саша.
        - Вы его видели?- уточнил Железнов. Его интересовала трудовая дисциплина.
        Саша обернулся, посмотрел прямо мне в лицо.
        - Видел,- сказал он не Железнову, а мне, и по тому, как он точно на меня смотрел, я понял - он меня видит. Никто не видит, а он видит.
        Я стоял посреди комнаты и слушал, как говорили обо мне. И чем дольше я стоял, тем невозможнее становилось снять шапку. Получалось, что я подслушиваю.
        Я на цыпочках двинулся к двери, осторожно действуя между столами и стульями, как партизан в тылу врага.
        Когда я проходил мимо Саши, мы обменялись с ним взглядами.
        - Пока,- сказал мне Саша.
        Я небрежно помахал кистью в воздухе, как кинозвезда, выходящая из самолета.
        - Что?- спросил Гена.
        - Я не тебе,- сказал Саша.
        Я вышел из нашего коридора и направился к проходной. Я думал о том, что не безразличен Ирке, и о том, что Копылов меня не заметил, а Саша заметил. Может быть, это произошло потому, что Копылов не думает обо мне, а Саша занят этим постоянно.
        Я вспомнил лицо Копылова, когда он работал. Вряд ли я со своими правильными чертами смогу достичь когданибудь такого лица.
        Я иду по улице в шапке-невидимке, смотрю по сторонам. Я всех вижу, а меня не видит никто. Я свободен и могу делать все, что хочу: могу, например, зайти в ювелирный магазин и украсть самый крупный бриллиант. Но я не делаю этого, потому что бриллиант мне не нужен. Если бы я был стекольщик, он понадобился бы мне для того, чтобы резать стекло.
        Я не стекольщик. Я конструктор. Мои орудия производства - карандаш и талант. Карандашей у меня сколько угодно, а талант нигде не украдешь.
        Хорошо бы где-нибудь возле Парка культуры имени Горького продавали в ларьке талант, любовь, надежду по килограмму в одни руки. Я поехал бы туда и набрал целую хозяйственную сумку - для себя и для своих знакомых.
        Но счастье на углах не продают, а продают апельсины.
        Можно на худой конец купить апельсины и раздавать прохожим вместо счастья.
        Идет, например, человек - усталый и разочарованный, ничего хорошего для себя не ждет. И вдруг по воздуху к нему подплывает апельсин - круглый и оранжевый, как солнце вечером.
        Но, с другой стороны, подплывающий по воздуху апельсин может навести человека на мысль, что он не справился с противоречиями жизни и тихо сошел с ума. В этом случае апельсин доставит ему больше огорчения, чем радости.
        Поэтому я не совершаю никаких поступков - ни в ту, ни в другую сторону. Я могу делать все, что хочу, но я ничего не хочу. Просто иду, дышу и гляжу.
        Как-то Гришка Гарин принес на работу анкету из английского журнала «Лайф». Анкета задавала вопросы типа:

«Сочувствуете ли вы пьяным? Как относитесь к чужим детям в возрасте до года? Считаете ли возможным изменить своей жене?» На вопросы надо было отвечать «да» или
«нет», ставить плюсы или минусы. В зависимости от сочетания плюсов и минусов определялся характер.
        В результате выяснились характеры:
        Ирка - дитя с неразвитым вкусом.
        Железнов - мрачный тиран.
        Саша - борец за правду с мещанским уклоном.
        Гришка - арап по натуре, без мещанства.
        Я - обиженный обыватель.
        Там был еще один характер: интеллигентный человек. У меня не хватило до интеллигентного человека одного плюса.
        Если бы шапка-невидимка попала на голову Гришке Гарину - он перессорил бы три или четыре государства, съездил в Париж, ограбил там национальный банк, потом с деньгами женился бы на экс-шахине Сорейе и вернулся в Советский Союз, чтобы похвастать.
        Гришка - арап по натуре, без мещанства, а я - почти интеллигентный человек. Самое большое, на что я способен,- сбежать с работы и пойти в кино на дневной сеанс. На
14.00.
        Картина только что вышла. Вечером на нее не попасть.
        Днем тоже. В кассу за билетами выстроилась длинная очередь. Можно, конечно, пройти без билета, но тогда я буду стоять весь сеанс.
        Гришка наверняка прошел бы без билета и сидел на самом лучшем месте. А я добросовестно встаю в самый хвост и жду своей очереди.
        Ботинки у меня холодные, шапка вигоневая, рукавиц нет вообще - я их теряю или забываю в такси.
        Я стою, дую на пальцы, подплясываю - делаю множество мелких бессвязных движений. Хорошо, что меня не видно.
        Когда подошла моя очередь, я снял шапку и сунул голову в окошечко к кассирше. Но в это время меня дернули за рукав. Я вытащил голову из окошечка, оглянулся и увидел женщину лет шестидесяти или семидесяти. В этом возрасте я не вижу разницы. Она стояла в очереди следом за мной и все время наступала мне на пятки.
        - Привет!- неожиданно современно отозвалась женщина.- А вы откуда взялись, как из-под земли?
        - Я стоял,- с достоинством объяснил я.
        - Молодым, значит, везде у нас дорога, а старикам, значит, везде у нас почет?
        - Не давать ему билета!- дружно распорядилась очередь, которая преимущественно состояла из стариков.
        Я открыл рот, но потом закрыл обратно. Я не умею спорить, когда не чувствую контакта с аудиторией.
        Определенно, я отношусь к человечеству лучше, чем оно ко мне.
        Я выбираю Гришкин вариант, прохожу без билета и сажусь на самое лучшее место в
10-м ряду. Сижу и жду, что сейчас будет. А будет следующее: появится нервный зритель и займет место согласно купленному билету. Ничего не подозревая, он сядет ко мне на колени, потом вскочит, наберет полные легкие воздуха и заорет. Я тоже вскочу и побегу вдоль ряда по ногам. Весь ряд вначале окоченеет от ужаса, потом начнется тихая паника.
        Я кручу головой, ищу глазами своего зрителя. Но зритель не пришел, может, передумал идти в кино, а может, сел куда-нибудь на другое место.
        Свет потух, начался киножурнал. Я снял шапку, вытянул ноги и стал смотреть на экран.
        На экране по болоту шли вьетнамские партизаны. Сначала показывали вязнущие сапоги, потом лица.
        Сзади меня постучали по спине. Я оглянулся и увидел мальчика.
        - Дяденька,- шепотом сказал мальчик,- мне за вами не видно…
        Я достал из кармана шапку и надел ее на голову.
        - Дяденька,- снова постучал мальчик,- мне за вами мутно…
        Как правило, мы с женой возвращаемся одновременно - я немножко пораньше, они с дочкой немножко попозже.
        Мою жену зовут Маша, дочку Витька. Витька отличается от других детей тем, что она моя дочь. А Маша отличается от других жен тем, что она меня любит. За это она - моя жена.
        Когда мы познакомились с ней четыре года назад, она каждый день писала мне письма, печатала их на машинке, а вечером отдавала, и я читал при ней.
        Сейчас она мне писем не пишет. Некогда.
        Маша работает машинисткой на киностудии. Она поступила туда четыре года назад в надежде выйти замуж за кинорежиссера и сниматься в кино. Но режиссер ей не попался, а попался я. С тех пор Маша о карьере кинозвезды не думает. На работе она думает о работе. После работы бежит в магазин, оттуда - в детский сад. О чем она думает по дороге, я не знаю. Придя домой, крутится до тех пор, пока все не лягут спать. А когда все ложатся спать, уходит на кухню, кладет на стул подушечку и печатает срочную работу.
        Сегодня же, как всегда: я прихожу пораньше, они с Витькой попозже, и их появление начинается с самой высокой ноты.
        Сначала на лестничной площадке грохает дверца лифта, слышен возмущенный крик жены. Потом все это врывается в квартиру: жена, дочь и крик. Витька, топая валенками в галошах, несется в комнату, за ней с той же скоростью несется Маша. Далее Витька кидается животом на диван, трясет в воздухе ногами, а с ее галош во все стороны летят кляксы подтаявшего снега.
        Маша стоит над ней и кричит так, что слышно возле метро.
        Если бы можно было лазить с ногами на диван, если бы это считалось нормальным, Витька ни за что бы не полезла. Весь смысл - в создании конфликта, в столкновении противоположных интересов. Тогда в этом есть драматургия.
        Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что моя дочь - талантливейшее творческое существо и в будущем из нее выйдет то, что не вышло из меня.
        Жена тем временем обращается ко мне на самых высоких нотах, и смысл ее обращения в том, что я сижу как истукан, будто меня это не касается, будто я ничего не вижу и не слышу.
        Я вижу, но совсем не то, что видит Маша. Я понимаю Витьку и сочувствую ей. Но я понимаю и жену; в течение дня ей приходится преодолевать массу всяких мелочных препятствий, которые забирают столько же сил, сколько и крупные.
        Я встаю с кресла и подхожу к Витьке.
        - Ехала деревня,- начинаю я и ловлю ее за ноги.
        - Мимо мужика,- подхватывает Витька.
        - Вдруг из-под собаки…
        - Лают ворота!
        Маша удаляется на кухню, а мы с Витькой остаемся вдвоем. Ее невозможно просто поставить, чтобы она стояла, и просто расстегивать пуговицы, чтобы она ждала. Во все необходимо ввести элемент игры и творчества.
        Мы вместе куражимся, и нам весело. Я смотрю на ее зубы - белые, как кусочки сахара, на волосы - мягкие и взмокшие, как перышки. Я люблю Витьку, а она любит меня. Я для нее самый умный и самый красивый, и она никогда ни на кого меня не променяет. Витька - надежный человек.
        Я беру ее на руки - такую реальную, тяжелую, как плотно набитый тючок, и у меня ощущение, будто я держу на руках маленького себя.
        - А что ты мне принес?- интересуется Витька и заглядывает в самые мои зрачки.
        Любовь любовью, подарки подарками. Витька эти вещи не смешивает.
        Сегодня я ничего не принес, кроме шапки-невидимки. Я бегу в прихожую, потом возвращаюсь оттуда.
        - Раз… - таинственно считаю я.- Два…
        - Три!- подхватывает Витька. Еще не знает зачем, но ей уже интересно.
        На слове «три» я надеваю шапку и пропадаю. Витька на мгновение теряется. Она не ожидала, что я исчезну. Это огорчило ее, и она тут же заплакала.
        - Раз,- сосчитал я из пустоты,- два… три!- И возник.
        Витька обрадовалась и тут же захохотала сразу на самой высокой ноте. Переход от горя к счастью у нее мгновенный. Кончилось горе - началось счастье.
        Я снова исчезал и снова появлялся, а она замирала, переставала дышать, ожидая моего появления. Потом радовалась, как умеют радоваться только дети - до самого конца, до самой последней клеточки. Для Витьки в шапкеневидимке не было ничего сверхъестественного - просто интересная игра, в которой она существовала с большей охотой, чем в реальности.
        Я надел шапку и побежал на кухню. Мне захотелось на минуточку отвлечь Машу - увести из кухни в сказку.
        Я представил себе, как Маша вытрет руки о передник, вывернет наизнанку и начнет разыскивать ярлык.
        - Чье это производство?- спросит она.
        - Отечественное.
        - А импортных не было?
        - Не было.
        - Почему ты только одну купил?
        - А зачем тебе больше?
        - Я бы Клаве подарила. Пустячок, а приятно.
        Но все произошло по-другому.
        - Маша!- позвал я, радостно предчувствуя ее удивление.
        Она обернулась и посмотрела на пустую стену. Взгляд у нее был абстрактный и одновременно сосредоточенный, будто забыла что-то важное и не может вспомнить.
        Я сдернул шапку и предстал перед ней. Ничто в ее лице не переменилось. Она смотрела абсолютно так же, как на стену. Как на пустое место. И все время что-то вспоминала - может, то время, когда писала мне письма? Потом отвернулась, стала чистить картошку, из-под пальцев медленно поплыл округлый серпантин из кожуры.
        Я бросил шапку на вешалку и вернулся в комнату. Я все понимал и ничего не мог понять.
        Я понимал, что она не замечает меня и ей безразлично - живу я здесь или нет. И я сам не знал - живу я здесь или нет. Я ем, сплю, играю с дочкой, разговариваю с женой. Мы говорим друг другу все необходимые слова: «здравствуй», «как дела?»,
«переключи на другую программу», «не балуй ребенка, он тебе на голову сядет».
        Но, в сущности, меня здесь нет. И она привыкла к этому и перестала меня замечать.
        Зачем я купил эту шапку? Чтобы узнать все о себе? А так ли это необходимо знать о себе все? Люди не дураки. Недаром эти шапки лежали навалом, и никто не хотел их брать. Даже за рубль шестьдесят.
        В этот вечер Маша не печатала. Наверное, не было срочной работы.
        Из прихожей доносился легкий треск - это обои отставали от стены. Витька что-то быстро проговорила во сне. Она выросла за последнее время и стала видеть сны.
        Маша спала, не подозревая о том, что существуют шапки-невидимки.
        Я смотрел в потолок и думал - зачем я ее все-таки купил? Ведь не за тем, чтобы пройти без билета на дневной сеанс…
        Я понял, что не засну. Тихо оделся и вышел на улицу.
        Было пустынно. Деревья под снегом казались добрыми. Добрые деревья и добрые дома.
        Медленнее, чем обычно, шло такси. Был гололед, и ездить следовало осторожнее, но мне думалось, машина идет медленно оттого, что за рулем добрый шофер.
        Я шел без шапки. Меня все видели, и я видел всех.
        Я шел к Вике, которую бросил четыре года назад за то, что она бросила меня. Сменяла на кого-то получше.
        Я знал ее десять месяцев - триста дней. За это время девять раз я был счастлив, а
291 раз - несчастлив. Моя к ней любовь была чувством непреходящего огорчения. И все-таки ни с кем и никогда я не был так счастлив и так до конца несчастлив.
        У Понтия Пилата была собака Банга, которая лежала у его ног. Это была обыкновенная собака - такая же, как другие ее породы. Но оттого, что она служила Понтию Пилату, казалась себе необыкновенной, привилегированной собакой.
        Я тоже казался себе привилегированной собакой и готов был лежать у Викиных ног и в этой жизни и за гробом. Но ей это не понадобилось. Она, правда, не знала о моем намерении, я не говорил о нем вслух, боялся попасть в смешное положение.
        Я и сейчас боялся: представлял, как войду невидимый и увижу их вместе - ее и того, на которого она меня поменяла. Тогда я не сниму шапку. Я дождусь, когда он выйдет из комнаты, запру дверь и предстану перед ней.
        - Можешь придумывать все, что угодно,- спокойно скажет она.- Тебе ничего не поможет.
        - Давай начнем все с начала,- попрошу я.
        - Это невозможно.
        - Но почему?
        - Потому что невозможно дважды войти в одну и ту же воду…
        Она жила на Чистых прудах, в доме, где когда-то жил Эйзенштейн и сейчас возле парадного висела мемориальная доска.
        Доска висела, как и четыре года назад, и дом стоял на том же месте. Ничего в мире не меняется, кроме нас самих. Я надел шапку и позвонил. Мне долго не отпирали. Я ждал и нервничал - вдруг моя шапка испортилась от холода, и в самый ответственный момент я всплыву перед ее семьей как на спиритическом сеансе.
        За дверью послышались шаркающие шаги. Это была мама. Она носила тапки со смятыми задниками, которые сваливались с ног. Видимо, за это время не купила себе других.
        Она открыла дверь и посмотрела, но ничего не увидела. Тогда она вышла на лестничную площадку, придерживая халат, и заглянула в лестничный пролет. Наверное, предположила, что кто-то позвонил, а потом побежал вниз, как школьник.
        Мама смотрела в пролет, а я тем временем пробирался в квартиру, втянув живот до позвоночника, мягко ступая, как благородный хищник.
        Я стоял в прихожей за самой дверью, прижавшись к стене спиной и лопатками так, будто хотел врасти в эту стену. Мама вернулась сразу за мной следом, стала запирать двери на все замки и цепочки. Я боялся, что она заденет меня или просто почувствует мое присутствие. Но она ничего не почувствовала, потому что думала, наверное, о других вещах.
        Она закрыла дверь, потушила свет и ушла в свою комнату, шаркая тапками. Я стоял в темноте, ждал, когда затихнут шаги, а когда шаги затихли - подождал еще немного.
        Вика спала. Форточка в ее комнате оставалась открытой. Было прохладно, и пахло снегом.
        Я осторожно прошел к письменному столу и сел в кресло. Все здесь было по-старому: те же книжные шкафы один к другому, тот же божок с острова Пасхи на стене.
        Мне вдруг показалась бессмысленной вся эта затея дважды ступить в одну и ту же воду. Я понимал, что надо встать и уйти, пока она еще не проснулась, но не мог заставить себя подняться. Почувствовал, как смертельно устал за весь день, а особенно за последние 15 минут, которые простоял в коридоре возле стенки. Но все-таки больше всего я, наверное, устал от одиночества. Оттого, что я всех видел, а меня - никто.
        Вика проснулась, быстро села на диване и дернула за кисточку торшера. Она смотрела прямо в кресло, где я сидел. Мне казалось, что она видит меня.
        Я медленным движением снял с головы шапку и возник.
        - Славка… - спокойно проговорила Вика так, будто я сидел на этом месте все четыре года.- Как ты сюда попал? В окно?
        - Нет,- я показал шапку.- В шапке-невидимке.
        Она сразу поверила.
        - Ты сам ее сконструировал?
        - Купил за рубль шестьдесят.
        Она не поверила.
        - Я знала - ты что-нибудь придумаешь и придешь… Только почему так долго?
        - А ты ждала?
        - Конечно…
        - А почему ты мне не сказала?
        - Ты не спрашивал.
        - Потому что ты бросила меня.
        - Это ты меня бросил.
        - Ты с ума сошла!
        Я мог тогда думать и говорить только о ней. Я ни на минуту не мог остаться наедине с собой и так обалдевал от этого, что заплакал однажды средь бела дня на стоянке такси.
        - Я любил тебя…
        - Значит, любил и бросил.
        - Разве так бывает?
        - Значит, бывает.
        - Ты что-то напутала…
        - Мы вместе напутали.
        - Но почему ты молчала?
        - Боялась попасть в смешное положение.
        В двадцатом веке, когда космонавт выходит из корабля прямо в небо, двое людей, необходимых друг другу, не могут просто прийти один к другому и сказать об этом.
        Нужно какое-то чудо, шапка-невидимка, чтобы встретились двое людей, живущих в одно время, в одном городе, на соседних улицах, в двадцати минутах ходьбы.
        Во мне закипали упреки, но я молчал. Видимо, обиженный обыватель боролся во мне с интеллигентным человеком.
        - Как твои дела?- спросил я.
        - Обычно,- сказала она.- Заботы творчества. Когда их много - плохо. Когда их нет - тоже плохо.
        Интонации у Вики были ровные и какие-то деревянные.
        Она думала в этот момент не о заботах творчества.
        - Ты у Копылова работаешь?- спросила она.
        - Да. Вместе с Сашей.
        - Он, конечно, обожает тебя…
        - Кто?
        - Копылов. Ты ведь очень талантливый конструктор.
        - Это тебе кажется,- уклончиво сказал я. Мне не хотелось ее разочаровывать.
        - Ничего не кажется,- возразила Вика.- Помнишь свой диплом? Его хотели зачесть как диссертацию.

«Это когда было»,- подумал я, но промолчал.
        - Как зовут твою дочь?
        - Виктория.
        Мы помолчали.
        - Жена тебя, наверное, обожает…
        - Она очень устает,- неопределенно сказал я.
        - Зато она каждый день тебя видит.
        - Думаешь, это такое уж счастье?
        - Счастье!- убежденно сказала она. Мы снова помолчали.
        - Почему ты меня не поцелуешь?- тихо спросила Вика.
        Действительно - почему? Наверное, потому, что я пришел к ней ночью, как жулик, и прятался, и сейчас боялся, что войдет кто-нибудь.
        - Я должен по-другому прийти к тебе,- сказал я.
        - Я подожду.- Она умела меня понимать.- Только не очень долго. Ладно?
        Я подошел к Вике и увидел, что она плачет. Поэтому такие ровные и деревянные были интонации. Она плакала и скрывала слезы.
        Не стал успокаивать. Где-то я не мог простить этих четырех лет и того, что Витька не наша общая дочь.
        - Подарить тебе шапку?- спросил я.
        - Не надо… - она покачала головой.
        - Почему?
        - Прическу будет мять. Я косынки ношу.
        Я увидел: она совершенно не переменилась за это время. И вообще ничего в мире не меняется, если мы сами остаемся прежними.
        Я возвращался домой без шапки. Я знал теперь, зачем ее купил,- чтобы узнать все о себе. И я все о себе знаю: я талантливый конструктор, и видеть меня каждый день - счастье.
        Копылов, правда, меня не замечает, но это явление временное. Заметит. И лучшая женщина мира ждет меня в своем доме, где раньше жил Эйзенштейн.
        Я все про себя узнал, и шапка была не нужна мне больше. Можно подарить ее кому-нибудь. Гришке Гарину, например. Но Гришка-человек тщеславный. Неизвестно, как он захочет распорядиться миром. Опасно дарить такую вещь. Лучше просто выбросить.
        Можно положить шапку на перила моста, по которому я иду через Чистые пруды. Но вдруг мост исчезнет, и тогда я пойду по воздуху, над водой, как Христос.
        Рубль шестьдесят - не деньги. Я перегнулся через перила и бросил шапку в воду. Бросил и пошел дальше, мимо кинотеатра «Колизей», мимо издательства «Искусство» - по бульварному кольцу. И пока я шел - не встретил ни одного живого человека.
        Город стоял совершенно пустой, будто вымер. Может, время такое, когда еще все спят. А может, шапки вошли в моду, весь город накупил их - ведь они дешевые. Люди надели шапки и теперь невидимые.
        Может, на улице полно народу - просто я никого не вижу.
        И я снова один. Меня видят все, а я - никого.

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к