Библиотека / Любовные Романы / СТУФ / Токарева Виктория : " Уж Как Пал Туман " - читать онлайн

Сохранить .
Уж как пал туман Виктория Токарева
        #
        Виктория Токарева
        Уж как пал туман

* * *
        Челку поправь!- приказала Ирка.
        - Как?- виновато поинтересовалась Наташа.
        - Как, как, господи!- расстроилась Ирка, вытерла руки о фартучек и задвигалась вокруг Наташи. Двигалась она легко, прикосновения у нее были легкие, и пахло от нее французскими духами.
        Ирка обладала тем типом внешности, о котором говорят: «Ничего особенного, но что-то есть». У Ирки было все: она работала в Москонцерте, в нее были влюблены все чтецы и певцы, ездила за границу - то за одну, то за другую. Собиралась замуж - у нее было наготове три или четыре жениха.
        Наташа обладала тем типом внешности, о котором говорят: «Вроде все хорошо, но чего-то не хватает». То, что все хорошо,- считала Наташина мама и еще несколько доброжелательных людей, остальная часть человечества придерживалась мнения, что чего-то не хватает. Со временем доброжелательные люди примкнули к остальной части человечества, верной осталась только мама. Она говорила: «У тебя, Наташа, замечательные волосы, к тебе просто надо привыкнуть».
        - Сиди прямо!- приказала Ирка.
        Она вышла из кухни, потом вернулась с французскими духами. Ирка не жалела для Наташи ни духов, ни одного из своих женихов, но это никогда ничем не кончалось. Певцы пели песни советских композиторов, чтецы читали: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» Фокусники показывали фокусы со спичками.
        Не веря больше в эстрадный жанр, Ирка раздобыла где-то настоящего мужчину, который плавал в Бабельмандебском проливе и ходил с ружьем на медведя.
        - Щас я тебя пофурыкаю,- предупредила Ирка.
        - Не надо…
        - Понимала бы,- Ирка заскакала вокруг Наташи, опрыскивая ее из пульверизатора.
        - Не надо,- Наташе жаль было духов, которые назывались «Chat noir», что в переводе означает: «Черная кошка».- Все равно ничего не получится.
        - Неизвестно,- возразила Ирка.- Он строил ГЭС, не помню какую, в труднейших условиях. Строитель лучшей жизни. Про таких Пахмутова песни пишет, а он к нам живой придет.
        - Может, не придет?- с надеждой спросила Наташа.
        В это время позвонили в дверь.
        Наташа вздрогнула и посмотрела на Ирку, Ирка - на Наташу, выражение лиц у обеих на мгновение стало бессмысленным. Потом Ирка метнулась в прихожую, и оттуда послышались голоса.
        Наташа сидела ни низкой табуретке посреди кухни и не знала, что делать.
        Она окончила консерваторию, умела петь с листа и писать с голоса, могла услышать любой самый низкий звук в любом аккорде. А здесь, на Иркиной кухне, она чувствовала, что это никому не надо и она не в состоянии поменять все то, что она может, на то, чего не может.
        Наконец отворилась дверь, и вошел настоящий мужчина, строитель лучшей жизни.
        Наташа успела заметить, что рубашка у него белая и некрахмальная, лежит мягко… Волосы русые, растут просто, а лицо неподвижно, будто замерзло, и на нем замерзло обиженное выражение.
        - Знакомьтесь,- сказала Ирка.
        - Толя,- строитель протянул руку.
        - Наташа,- она пожала его жесткие пальцы и посмотрела на Ирку.
        - Садитесь,- непринужденно руководила Ирка.
        Толя сел и прочно замолчал. Иногда он поднимал глаза на стену, а со стены переводил на потолок.
        - Скажите,- начала Ирка,- вы действительно плавали в Бабельмандебском проливе?
        - Ну, плавал,- не сразу ответил Толя.
        - А как, как, как?- обрадовалась Ирка.
        Толя очень долго молчал, потом сказал:
        - В скафандре.
        - А зачем?- тихо удивилась Наташа.
        - А надо было… - недовольно сказал Толя.
        - И на медведя ходили?- Ирка не давала беседе обмелеть.
        - Ну, ходил…
        - А как вы ходили?
        Ирке надо было подтвердить, что в ее доме настоящий мужчина.
        - С ружьем,- сказал Толя.
        - Страшно было?- тихо поинтересовалась Наташа.
        - Не помню. Я давно ходил.
        Ирка тем временем подала кофе.
        - Я коньяк принес,- сказал строитель,- на лестнице поставил.
        - Почему на лестнице?- Ирка подняла брови.
        - Не знаю,- сказал строитель, и Наташа поняла, что он постеснялся.
        Ирка вышла на лестничную площадку и увидела возле своей двери бутылку.
        - Могли стащить,- объяснила она, вернувшись.
        - Ага… - беспечно сказал строитель.
        - А вы есть хотите?- тихо спросила Наташа.
        - Ужас!- сказал Толя, и всем стало весело.
        Когда половина бутылки была выпита. Толя первый раз посмотрел на Наташу и сказал:
        - Вчера попал в одну компанию, там такая девочка была… И парень с ней в кожаных штанах. Вам бы он не понравился.
        - Почему?- спросила Наташа.
        - Потому, что вы серьезная.

«Как раз понравился бы»,- подумала Наташа, но ничего не сказала.
        - Ну, ну… - Ирка обрадовалась, что Толя заговорил.
        - Он пижонить начал, говорит: в каждом человеке девяносто процентов этого… Ну, сами понимаете.
        - Чего?- не поняла Ирка.
        - Дерьма. А я ему говорю: «Ты не распространяй свое содержание на других».
        Толя замолчал. Наташа поняла, что он обижен и переживает.
        - Не обращайте внимания,- сказала она.
        - Да вообще-то, конечно,- согласился Толя.
        - Вы где живете?
        - Нигде.
        - Как это «нигде»?
        - Очень просто. Плаваю - и все.
        - А дом-то у вас есть?
        - Был, а теперь нет. Давайте выпьем.
        Все подняли рюмки.
        - Жена сказала: «Надоел ты мне». Я и ушел.
        - Жалко было?- спросила Ирка.
        - Чего?
        - Жену.
        - Жалко.- Толя прищурился.- До слез жалко. Однажды ночью просыпаюсь и плачу. Слезы текут, ничего поделать не могу. Думаю: господи, да я ли это…
        Все замолчали, думая о своей жизни, и только Ирка не умела думать о себе.
        - Неужели никак нельзя было?- она посмотрела на Толю.
        - Наверное, нельзя. Я без жены еще как-то проживу. А без своей работы - нет.
        - Понятно,- сказала Наташа. Ей это было понятно.
        Ирка включила приемник. Заиграл симфонический оркестр.
        У Толи глаза были голубые, а волосы русые. За его спиной висела занавеска, а за занавеской лежал город - далеко, во все стороны. А после города кончались дороги и начинались поля и деревни, потом другие города.
        Наташа вдруг кожей ощутила это все: расстояние и бесконечность.
        - Так-то ничего бы,- сказал Толя,- плохо только, писем нет. Когда на корабль письма приходят, как будто веревка от земли протягивается. Не утонешь, ни фига с тобой не сделается. А когда писем нет…
        - Хотите я вам напишу?- предложила Наташа.
        Толя промолчал. Ему не нужны были Наташины письма. Вот если бы написала жена или в крайнем случае девочка - приятельница парня в кожаных штанах.
        Толя многое умел: ходить на медведя, опуститься на дно в скафандре. Он умел интересно жить, но не умел интересно рассказать об этом. И не в силах был поменять то, что он может, на то, чего не может.
        - Ничего,- сказала Ирка,- все будет хорошо.
        Ей хотелось, чтобы у всех было все хорошо.
        Соседская девочка собиралась в детский сад. Она вытаскивала на середину комнаты все свои игрушки и разговаривала с ними. Слов было не разобрать, но звук голоса и интонации доносились четко. Дом был блочный, слышимость хорошая.
        Наташа лежала с открытыми глазами, слушала девочку и думала о себе. О том, как три года назад Игорь сделал предложение, она согласилась в ту же секунду, потому что Игорь был не халтурщик - они много бы переделали в жизни хороших дел. А на другой день он позвонил, извинился и сказал, что передумал.
        - Не сердишься?- спросил он.
        - Да ну, что ты… - сказала Наташа.- Конечно, нет…
        Говорят: война… А бывает, что и в нормальной жизни, среди гостей и веселья, все может кончиться одним телефонным звонком.
        - Сни-ми-и!- кричала сверху девочка. Ей что-то надевали, а она протестовала.
        В комнату из кухни вошла Наташина мама. Она работала медсестрой в больнице, любила тяжелобольных и презирала тех, кто болел несерьезно. Она любила людей, которым была необходима.
        Мать послушала, как кричит сверху девочка, и сказала:
        - Господи, всю нервную систему ребенку расшатали…
        - Если бы у нее была своя внучка, она ни за что не шатала бы ее систему, а жила только ее интересами.
        - Мам,- сказала Наташа,- хочешь я ребенка рожу?
        - От кого?
        - От меня.
        - Идиотка!- сказала мать.
        - Ну что ты ругаешься, я же только спрашиваю.
        Зазвонил будильник, отпирая новый день.
        Училище размещалось в старом особняке. Раньше в этом особняке жил обедневший дворянин. Комнаты были тесные, лестница косая. Наташа любила эти комнаты и лестницу, коричневую дверь с тугой и ржавой пружиной, тесноту и пестроту звуков.
        В самой большой комнате, которую дворянин прежде называл «залой», а теперь все звали «залом», занимался хор.
        Здесь все как обычно: та же декорация, сорок стульев, рояль. Те же персонажи - 40 студентов, концертмейстер Петя. Концертмейстер - профессия не видная. Например, по радио объявляют: «Исполняет Лемешев, аккомпанирует Берта Козель». Лемешева знают все, а Берту Козель не знает никто, хотя объявляют их вместе.
        В консерватории Петя учился тремя курсами старше, его звали «членистоногий». Было впечатление, что у Пети на каждой руке по два локтя и на каждой ноге по два колена и что он весь может сложиться как складной метр. Сразу после звонка отворяется дверь и появляется следующее действующее лицо - декан Клавдия Ивановна, за глаза -
«та штучка». Она окончила университет, к музыке никакого отношения не имеет, не может отличить басового ключа от скрипичного. Осуществляет общее руководство.
        Принцип ее руководства состоит в том, что раз или два раза в год она выгоняет какого-нибудь отстающего и неуспевающего. Раз или два раза в год под косой лестницей бьется обалдевшая от рыданий жертва, а вокруг тесным кольцом в скорбном и напряженном молчании стоят друзья-однокурсники, и каждый предчувствует на этом месте себя.
        Сейчас «та штучка» вошла и села возле дверей на свободный стул. Студенты и студентки выпрямили позвоночники, как солдаты на смотру.
        Наташа не обернулась. Пусть декан беспокоится, и царственно откидывает голову, и изобретает принципы. А она - дирижер. Ей нужны только руки, чтобы было чем махать, и хор, чтобы было кому махать. И хорошая песня - больше ничего. А посторонние в зале не мешают. К посторонним, равно как и к публике, дирижер стоит спиной.
        - «Эх, уж как пал туман»,- сказала Наташа и движением руки подняла хор.
        Она внимательно смотрит на первые сопрано, потом на вторые. Идет от одного лица к другому. Это называется - собрать внимание. Но Наташа ничьего внимания не собирает. Слушает сосредоточенно: ждет, когда задрожит в груди поющая точка. Потом эта точка вспыхивает и заливает все, что есть за ребрами,- сердце и легкие. И когда сердце сокращается, то вместе с кровью посылает по телу вдохновение. Наташа до самых кончиков пальцев наполняется им, и становится безразличным все, что не имеет отношения к песне.
        Наташа качнула в воздухе кистью, давая дыхание. Петя поставил первый аккорд. Сопрано послушали и вдохнули, широко и светло запели:
        Эх, уж как пал туман на поле чистое-э…
        Она потянула звук, выкинув вперед руку, будто держа что-то тяжелое в развернутой ладони. Потом обернулась к альтам.

…Да позакрыл туман дороги дальние… - влились альты. Они влились точно и роскошно, именно так они должны были вступить. Наташа каждой клеточкой чувствовала многоголосье. Ничего не надо было поправлять.
        Она опустила руки, не вмешиваясь, не управляя, давая возможность послушать самих себя. Все пели и смотрели на Наташу. Лицо ее было приподнято и прекрасно, и это выражение ложилось на лица всех, кто пел.

…Эх, я куда-куда-а пойду,
        Где дорожку я широкую-у найду-у, где…
        В следующую фразу должны вступить басы и вступить на «фа». Это «фа» было в другой тональности и шло неподготовленным. Если басы не попадут - песня поломается.
        Наташа оглядывается на Петю, на мгновение видит и как-то очень остро запоминает его резкое, стремительное выражение лица и сильные глаза.
        Петя чуть громче, чем надо, дает октаву в басах, чтобы басы послушали «фа» и почувствовали его в себе.
        Наташа сбросила звук. Хор замер и перестал дышать. Она делала все, что хотела, и хор выполнял все, что она приказывала: могли бы задохнуться и умереть. Она держала
40 разных людей на кончиках вздрагивающих пальцев, и в этот момент становилась понятна ее власть над людьми.
        В последнюю четверть секунды качнула локтями, давая дыхание, и все вздохнули полной грудью. Басы точно встали на «фа», отдали его в общий аккорд - самый низкий, самый неслышный, но самый определяющий тон.

…Где доро-ожку най-ду-у…
        В конце все собираются в унисон, подтягивают, выравнивают последний звук до тех пор, пока не создается впечатление, будто он рожден одним только человеком. Наташа подняла два пальца, как для благословения, и слушает, и впечатление, будто забыла - зачем стоит. Потом медленным жестом подвигает палец к губам. Звук тает, тает… сейчас совсем рассеется, осядет на потолок и на подоконник. Но Наташины пальцы ждут, и губы ждут, и глаза - попробуй ослушаться. И все подаются вперед и держат, держат звук до тех пор, пока это не становится невозможным. Тогда Наташа едва заметным движением зачеркивает что-то в воздухе и опускает руку.
        Песня кончилась. Проходит некоторое время, прежде чем всем становится это ясно.
        Урок окончился, и все разошлись. Петя засовывал в портфель ноты. Ноты не умещались.
        Наташа подошла к окну и распахнула его настежь. На улице снег поблескивал, как нафталин. Он лежал на крышах совсем белый и был по тону светлее, чем небо.
        Хорошо было стоять и немножко мерзнуть и возвращаться откуда-то издалека. Смотреть на снег, черные на белом фигурки людей, ощущать бесконечность.
        Далеко-далеко висит звезда, а под ней висит Земля, а на Земле бывший особняк обедневшего дворянина. А на втором этаже, в трех метрах над людьми, стоит Наташа.
        Песня получилась, значит, полгода прошли недаром и сегодняшний день не пропал. А впереди следующая песня, которая будет лучше этой, а за ней другая. И это - ее! Здесь она ни от кого не зависит. Никто не может ни вмешаться, ни помешать.

«Проживу!- подумала Наташа.- Ничего, проживу!» По улице быстро прошли два подростка. Они шли, одинаково сунув руки в карманы.
        А Петя за спиной все никак не мог уложить ноты, наступал на портфель коленкой.
        Наташа подошла, отобрала портфель и разложила: партитуры вдоль, а сборники - поперек. Потом легко закрыла портфель и протянула Пете. Петя озадаченно посмотрел на портфель, потом на Наташу. Он смотрел долго и вдруг удивился:
        - Слушай, а у тебя потрясающие волосы. Ты это знаешь?
        - Конечно,- сказала Наташа.- Ко мне просто надо привыкнуть…

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к