Библиотека / Фантастика / Русские Авторы / ДЕЖЗИК / Дивов Олег / Рассказы : " Музыка Русской Америки " - читать онлайн

Сохранить .
Музыка русской Америки Олег Дивов
        Рассказы
        Олег Дивов Музыка русской Америки
        Если Юл Бриннер приехал в Париж из Харбина с полной гитарой опиума, то Иван Долвич, образно выражаясь, привез из Москвы в Нью-Йорк полную балалайку музы кальных идей. В конце 80-х Иван основал на Брайтоне альтернатив-группу «Big Mis take!», которую одни критики называют «самой проамериканской», а другие «самой антиамериканской» группой в мире. Думается, обе стороны правы.
        В любом случае - нравится вам агрессивный пафос «Big Mistake!» или вас тошнит от ее примитива и беспардонности - группа заслужила репутацию одной из самых уважаемых «альтернативных» команд. На этом фоне отсутствие «Big Mistake!» в коммерческих чартах не значит ничего. Их последний альбом «Bushshit» запрещен в большинстве штатов, но со всей Америки начинающие альтернатив-музыканты присы лают свои демо-записи Ивану Долвичу.
        Покидая Россию, бывший майор советского «спецназа» имел в багаже только сумку с одеждой, две бутылки водки и сувенирную балалайку, которую намеревался продать. Большинство известных майору английских слов происходили из «военного разговорника», остальные были нецензурными. Даже «да» и «нет» в устах Ивана зву чали мрачно и угрожающе. Неудивительно, что узкий лексикон, брутальная внешность и боевые навыки привели майора на должность вышибалы в одном из ночных клубов Брайтон-Бич. Иван быстро освоился в этой роли, проявив себя непревзойденным мас тером запугивания. По словам хозяина заведения, «Иван заработал нам кучу денег, ведь в клубе стало очень тихо, и сюда пошла солидная публика». Что понимать под
«солидной публикой» на Брайтон-Бич 87 -89-х годах, мы лучше умолчим. Так или иначе, Иван Долвич стал менеджером службы безопасности.
        У майора была странная манера - на рассвете, когда клуб закрывался, Иван обычно поднимался на сцену. Огромный, похожий на медведя воин ходил между инст рументами, разглядывал их, осторожно трогал. Внимательно и недобро глядел со сцены в зал («Это было страшновато - Долвич будто нарезал сектора обстрела», - вспоминает один из охранников). Иногда майор присаживался за синтезатор и бара баны, словно обживая места музыкантов. Он никогда не пробовал играть, вероятно, опасаясь насмешек. Сарказма в свой адрес майор не переносил. Считалось, что у него нет чувства юмора. Дальнейшие события показали, насколько это было оши бочное мнение.
        Через год Иван пригласил в Америку своего племянника Игоря Долвича, тоже бывшего офицера Советской Армии. Дядя поклялся «присматривать» за Игорем после смерти брата. Об обстоятельствах гибели полковника Долвича Иван и Игорь предпо читают не говорить, упоминая только, что он получил посмертно Звезду Героя - высшую воинскую награду СССР. Игорь поселился на квартире дяди и, против ожида ний, не стал искать работу, а все время посвятил интенсивному изучению языка и погружению в американский образ жизни. Днями и ночами он исследовал Нью-Йорк, отдавая предпочтение самым неблагоприятным районам, предпринял несколько путе шествий по стране автостопом. Сейчас уже понятно, что это была разведка. Игорь искал живое подтверждение идеям дяди - и нашел его.
        Потом Иван достал из чулана ту самую балалайку.
        Иван в детстве окончил школу игры на баяне - большой русской гармонике. Найти баян на Брайтоне оказалось несложно. Игорь знал с десяток гитарных аккордов и каким-то образом умудрился некоторые из них брать на балалайке. «А знакомые ребята навесили нам на это дело кучу электроники», - вспоминает Игорь. Надо сказать, в музыкальной карьере Долвичей особую роль играют «знакомые ребя та», о чем бы ни заходила речь, начиная от поиска аппаратуры и заканчивая прогре мевшей на полгорода дракой с ирландцами, случившейся после исполнения «Big Mis take!» их песни «Russian & Irish are Brothers in Arms» в День святого Патрика.
        Третьим членом группы стал примитивный музыкальный процессор, позже заме ненный на полноценный компьютер. Конечно, сейчас концертный состав «Big Mistake!
        шире, но русские «сессионные музыканты», как правило, никому не известны и скры ваются за агрессивными прозвищами наподобие Миша-Подрывник или Таня-Разведчица. Также не стоит забывать, что «Big Mistake!» - бескомпромиссная «альтернатива», поэтому вряд ли может называться полноценным музыкантом какой-нибудь Дядя Мэтью-Диверсант, пусть даже он и ошарашил байкерский фестиваль в Аризоне своим соло на бензопиле.
        Тех, кто готов брезгливо сморщить нос, утешим: «Big Mistake!» - это в первую очередь музыка и текст. Да, на уличном выступлении они запросто могут поручить басовую партию харлеевскому чопперу. Но это группа, которая способна сочинить песню на русском языке - и ее будут напевать тысячи простых американцев.
        Справедливости ради отметим, что «Usama Hui Sosama» - единственная русско язычная композиция в репертуаре «Big Mistake!». «У нас нет ностальгии, - говорит Игорь Долвич. - Мы бежали из СССР, а попали в такой же СССР».
        С осознания этой аналогии и началась история «Big Mistake!».
        Дебютный альбом группы (тогда еще не имевшей названия) был создан и распрос транен партизанским методом, импортированным Иваном и Игорем из Советской России. Альбом просто записали на кассету и раздали копии «знакомым ребятам». Вы ска жете, что в Америке так испокон века делали сотни начинающих, и ошибетесь. Дол вичи поступили очень дальновидно, с самого начала позиционируя свои песни как «запрещенную музыку», которую в США нельзя играть и даже слушать. Это было понятно и привычно для русских эмигрантов, и обеспечило дебюту первоначальный интерес. А дальше все решили сами песни.
        В музыкальном отношении ранние работы Долвичей - грамотно выверенная какофо ния, сквозь которую прорывается четкий мелодический рисунок. Это бешеная варвар ская песня древнерусских дикарей, отплясывающих ритуальный танец на телах повер женных мамонтов, причем некоторые мамонты еще живы и жалобно трубят. Мелодия очень проста, припев навязчив, как жвачка. Прослушав это один раз, вы захотите услышать вновь, чтобы понять, как же оно сделано, - и потом несколько дней не сможете от песни отвязаться.
        Тексты Долвичей и по сей день своеобразные шедевры примитива, но они мгно венно запоминаются и безошибочно ударяют в болевые точки слушателей. «Не страдая ностальгией», Долвичи выбрали для своего дебюта тему «Ностальгии наоборот». Генеральная линия их первого альбома - «Куда же мы, черт возьми, попали!». Разг лядев в повседневной американской жизни множество черт (вполне отвратительных), парадоксально роднящих США и СССР, музыканты ткнули слушателя в них носом и не прогадали. Они будут возвращаться к этой теме вновь и вновь - недаром «Big Mis take!», название их первого альбома, станет и названием группы.
        Между прочим, хотя Иван теперь знает английский превосходно, он по-прежнему избегает серьезных разговоров с носителями языка, отделываясь короткими фразами.
        Успех «Big Mistake!» как студийной группы стал поводом для серии концертов дуэта в брайтонских клубах, причем каждое выступление было обставлено будто сходка подпольщиков - и, естественно, на них рвались толпами. Последний концерт завершился визитом полиции с повальной проверкой документов (до сих пор есть сомнения, не организовали ли это сами Долвичи), и группа моментально приобрела культовый статус. О происшествии написали в газетах, и буквально весь Нью-Йорк всполошился - что же такое играют эти русские медведи? Кассеты, передаваемые - бесплатно! - строго из-под полы, расползлись по городу и окрестностям. И тот, кто не выбросил эту муру в помойку, заболел «Big Mistake!» всерьез и надолго.
        Это был триумф.
        О самих тогдашних концертах Долвичи стараются говорить пореже. Играл дуэт безобразно. Недостаток мастерства компенсировался огромным количеством водки, выпиваемой как посетителями клуба, так и музыкантами. К тому же гости знали большинство песен наизусть, поэтому собственно ансамбля не было толком слышно. Но Долвичи глядели далеко вперед и сделали выводы. Они стали посещать специ альные классы и к моменту выпуска нового альбома оказались достаточно трениро ванны, чтобы не было стыдно выходить на публику трезвыми.
        Второй альбом, «Soldier of Misfortune», провалился так же уверенно, как разошелся первый. Единственная удача на нем - та самая «Russian & Irish are Brothers in Arms», стремительная «русская джига» с текстом про алкоголизм и имперские амбиции, едва не ставшая причиной массовых волнений в день общегородс кого праздника (полиция задержала больше ста человек). Сейчас ее крутят в ирланд ских пабах, но в 90-м году она воспринималась как оскорбление.
        Фактически с «Soldier of Misfortune» Долвичи сами себе закрыли дорогу в разряд коммерчески успешных групп (к ним уже присматривался один серьезный лейбл). В те дни от «Big Mistake!» ждали нового остросоциального альбома, завод ного и едкого, а получили набор жалоб на превратности судьбы и горькую долю сов ременного мужчины, которого никто не любит. «Иван тогда пережил личную драму, - вспоминает Игорь, - и хотел поделиться своими ощущениями. Я возражал, но он не слушал. И правильно. А то нас бы купили, и стали бы мы как все эти придурки, которые шумно клеймят Белый дом, а сами пухнут от денег и ездят на „ферарри“. Хотя насчет „феррари“ я загнул. Нам сколько ни заплати, мы будем ездить на старом добром железе из Детройта».
        За исключением нашумевшей «русско-ирландской» песни, «Soldier of Misfortune»
        - неожиданно спокойный для «Big Mistake!», грустный и лиричный альбом. Заглавная композиция - самый настоящий вальс, хотя и камуфлированный надрывными «запилами» электробалалайки.
        Это оказалось неинтересно.
        Но тут, как нарочно, мир начал сходить с ума, и «Big Mistake!» повернулась к слушателю той стороной, за которую группа и по сей день где-то предана анафеме, а где-то считается Истинным Голосом Америки.
        Долвичи выпустили наружу ту самую «загадочную русскую душу», которая оказа лась на поверку сугубо американским бессознательным, оформленным в слово и дело. Первым таким прорывом стала песня, зовущая на войну.
        Сингл «Fuck Iraq!» безуспешно пытались ставить в эфир ди-джеи провинциальных радиостанций. Доходило до увольнений. ФБР конфисковало сотни копий песни, приз нанной разжигающей расовую ненависть. «Fuck Iraq!» буквально расколола Америку надвое. Раскол оказался тихим - такие силы были брошены на то, чтобы его замять. Он малоизучен по сей день, но он - был, четко оформленный раскол между гламурной
«столичной» Америкой и штатами бесконечных дорог, фермерских хозяйств, ковбой ских сапог, «десятигаллонных» шляп. Бывшие солдаты Долвичи расковыряли старую рану, местоположение которой хорошо знали. Они и дальше будут заниматься тем же
        - вскрывать болячки во всех доступных областях.
        Сами Долвичи на вопрос «Почему вы написали „Fuck Iraq!“?» отвечали просто:
«Мы знаем этого урода Саддама», и от дальнейших комментариев отказывались наотрез.
        Много позже их ремикс «Fuck Iraq! 2003» уже не расколет страну, а сплотит ее. Но его снова нельзя будет поставить в эфир.
        Вслед за «Fuck Iraq!», вскоре по окончании войны, Долвичи ужалят Америку в самое сердце композицией «Name’s Doe. John Doe» - выворачивающим душу гимном неизвестному солдату.
        К «Big Mistake!» пришло то признание, которого Долвичи хотели, - они стали
«народной группой». Их ждали в маленьких городках по всей Америке, и они дали большой концертный тур. Именно в тот период сформировался костяк выездного сос тава «Big Mistake!» - все те Миши, Тани и бесподобный Дядя Мэтью-Диверсант, которых принимали как родных что в беспроблемной Калифорнии, что в самодоста точном Техасе. Финансовое положение группы не поправилось, ведь раздувание сос тава съело все дополнительные доходы. Но зато, как вспоминает Игорь, «…это было дико весело, и потом, чувствуешь себя уверенней, зная, что в случае эксцессов Дядя Мэт прикроет отступление со своей бензопилой».
        В зависимости от региона «Big Mistake!» играла три концертные программы, репертуар которых пересекался процентов на пятьдесят. «Испаноязычные» штаты вос приняли на ура мегамикс «Los Ichos de Las Putas». Иначе как циничным издевательс твом над испанским языком (и глумлением над испанскими популярными песнями) его не назовешь. По слухам, запись затребовал себе Фидель Кастро. Команданте сказал, что - «мерзавцев надо кастрировать», а вот кубинские эмигранты проявили должную самоиронию. «Да, мы не знали испанского, - говорит Игорь. - Но публика отлично поняла, о чем мы поем, и это главное». Для соотечественников Долвичи исполняли блок «Kalinka for Marinka», позже оформленный в отдельный концерт «Brighton Bit ch». И что бы там ни говорили о взрывчатом характере латиносов и флегматичности русских, но как раз из-за «Brighton Bitch» в залах до сих пор вспыхивают драки. Основная концертная программа группы называлась «Big Mistake! Dead or Alive».
        Прокатившись по Штатам, Долвичи ненадолго исчезли. Это еще одна характерная черта группы - время от времени дядя и племянник уезжают на три-четыре месяца, возвращаются загорелыми и при деньгах и садятся за музыку. Насчет их отлучек были намеки, что оба отставных офицера все еще в отличной форме, а «советский спецназ» - марка качества у наемников, и Долвичи иногда выполняют деликатные поручения «знакомых ребят». Проверить эти слухи невозможно, но они придают дополнительный колорит имиджу «Big Mistake!».
        Итак, в начале 90-х «Big Mistake!» четко определяет генеральную линию своего творчества - говорить всю правду без обиняков, - и больше уже не сворачивает с нее. Если проанализировать тексты, получается, что Долвичам и «Big Mistake!» не нравится решительно все.
        Но особенно не нравится то, о чем вы еще и задуматься не успели! Такое, мягко говоря, резкое неприятие действительности обеспечило «Big Mistake!» устой чивую популярность. Отвергать и оплевывать реалии сегодняшнего дня - это очень по-русски, почитайте хотя бы Достоевского, - но это еще и очень по-американски.
«Big Mistake!» стала оплотом американского консерватизма самого махрового толка. Долвичи не разменивались на общие места. Нет, они сами задавали тон! Их издевка никогда не лежала в «общеамериканском» русле. Пока все хихикали над адвокатами и врачами, обсуждали Монику Левински и О’Джей Симпсона, «Big Mistake!» защищали свое любимое «железо из Детройта», нещадно ругая слияние «Крайслера» с «Даймле ром». Они крыли последними словами виагру и рекламные технологии. Альбом «Adver tising Ace» обернулся для них судебным иском от журнала рекламщиков «Advertising Ace». Резкий выпад против голливудского киностандарта оказался до того неожи данным и справедливым, что киномагнаты только руками развели. Досталось «Макдо налдсу» и CNN, компьютерщикам и интернет-провайдерам. А еще фашистам, гомосексу алистам, пацифистам, антиглобалистам… Похоже, для «Big Mistake!» они все на одно лицо. Долвичи умудрились врезать даже по кантри-музыке, и, кроме нескольких раз драженных реплик в ответ, им ничего за это не было!
        Элементы перфоманса в клубных и уличных выступлениях «Big Mistake!» време нами принимали откровенно хулиганские формы. Запомнился случай, когда Иван вдре безги разбил кувалдой бетонную глыбу с грубо намалеванным на ней портретом прези дента Клинтона. На программе «Escape from viagra factory» по Брайтону рассыпали целый грузовик презервативов, разгружая их через борт вилами. Но подлинный фурор произвело дебютное исполнение песни «Pop Pop Music». Отыграв номер, группа заки дала слушателей гнилыми помидорами и тухлыми яйцами.
        «Хохот и визг стояли такой, - вспоминает Игорь, - что приехали копы. Они всегда болтаются поблизости, когда мы даем концерт. Ну, на них тоже помидоров хватило!»
        События в России «Big Mistake!» традиционно игнорировали, но в 2000 году вдруг разразилась песней «Who the hell is Mr. Putin?!», которую, по слухам, рус ские пограничники отбирали у приезжающих в страну, и на родине Долвичей и мистера Путина она практически неизвестна.
        Очень показательно отношение «Big Mistake!» к трагедии «двух башен». Первой реакцией была песня «Stop this Boeng, I’m getting out!», жестко (если не жес токо) критикующая действующую администрацию. Но буквально через несколько дней по всей Америке разнеслась блистательная «Usama Hui Sosama», для которой так и не удалось создать полностью аутентичный перевод. И наконец, «Fuck Iraq! 2003». Можно принимать или не принимать творческий метод «Big Mistake!», отрицать нап рочь их идеологию, но согласитесь, это честная, искренняя группа.
        Увы, трудно сказать что-то определенное об альбоме «Bushshit». В принципе это очень характерный для «Big Mistake!» материал. Но истерия вокруг альбома в значительной степени подогревалась тем, что он был приурочен к последней выборной кампании. Саунд группы стал заметно мягче, тексты, как обычно, резче некуда. Первое навлекло на «Big Mistake!» обвинения в сдаче позиций и недоста точной «альтернативности», второе привело к запрету альбома почти по всей Америке и, конечно, добавило ему сторонников. Думается, эта работа еще ждет отдельного исследования, когда поулягутся страсти. Ведь хотя Буш и победил,
«Bushshit» (и альбом, и концепция) не теряет актуальности.
        Отчасти настораживает и недавний сборник клубных ремиксов «The Biggest Mis take!». Конечно, трудно представить, что в стране найдется много площадок, где это рискнут крутить. Но сам факт появления такого альбома странен. То ли это очередной нахальный эксперимент, то ли первый звонок к грядущему переходу группы на коммерческие рельсы и неминуемому ее «окультуриванию».
        «Big Mistake!» довольно много концертируют и сейчас. Они желанные гости на разнообразных байк-шоу, съездах Национальной Стрелковой Ассоциации и меропри ятиях Народной Милиции штата Монтана. Их даже якобы видели в Нэшвилле, хотя что они там делали, остается загадкой. В музыке «Big Mistake!» можно найти элементы кантри-стиля, но считается, что давняя песня «Nashwille Mafia» поссорила их с тамошней братией навсегда.
        Долвичи по-прежнему работают в Нью-Йорке, на Брайтоне. Они собирались посе тить Россию, но посольство отказало им в визе. «Я уверен, что наши знакомые ребята прояснят эту ситуацию, - говорит Игорь. - Если нас не пускают на родину из-за „Who the hell is Mr. Putin?!“, то мы готовы написать песню, содержащую ответ на этот вопрос!»
        По словам Игоря Долвича, песня будет называться «Durak Durak». Что это зна чит, он не пояснил.
        ( перевод с английского, 2005г .)
        «BIG MISTAKE!» DISCOGRAPHY
        Big Mistake!
        Soldier of Misfortune
        Fuck Iraq! (single)
        Name’s Doc. John Doe. (single)
        Los Ichos de las Putas - Havana Club Live
        Big Mistake! - Dead or Alive
        Advertising Ace
        Hole Wood
        Escape from viagra factory
        Pop Pop Music (single)
        Daimler, Chrysler… and shit!
        Who the hell is Mr. Putin?! (single)
        Stop this Boeing, I’m getting out! (single)
        Usama Hui Sosama (single)
        Fuck Iraq! 2003 (single remix)
        Bushshit
        The Biggest Mistake! Club Remixes Album

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к