Сохранить .
49 секунд Евгений Лукин
        Лукин Евгений

49 секунд
        Вряд ли кто из обитателей спального района ожидал, что возвращение в строй неприметного кинотеатрика обернется столь значительным событием в культурной жизни города. Убыточное заведение занимало угол старой семиэтажки и до того, как погрязло в реконструкции, специализировалось в основном на показе мультиков.
        Уже то, что кинотеатр и после ремонта остался кинотеатром, несколько озадачивало. По логике он был просто обречен стать игорным клубом или, скажем, ночным кафе с мужским стриптизом. Хотя - кризис на дворе. Какая уж тут логика!
        Публика на открытие съезжалась нездешняя: вызывающе прикинутый андеграунд, разнообразная элита, кинокритики с вялыми обвислыми лицами, даже какая-то мумифицированная старушенция в кожаной мини-юбке а-ля путана. Наконец протянуло кабели телевидение, а из припарковавшегося авто полезли власть имущие.
        Присутствовал и наряд милиции.
        Видя такое дело, кое-кто из местных поинтересовался насчет билетика. Выяснилось, что вход по пригласительным.
        В вестибюльчике были накрыты узкие длинные столы с халявными оливками и кислым до кривомордия брютом. Затем гостей пригласили в зал.
        Несмотря на многолетние усилия гастарбайтеров, врожденные пороки интерьера исправить так и не удалось: зал по-прежнему напоминал отрезок подземного туннеля, а размеры полотна вызывали в памяти колхозную киноточку. Впрочем, имелись и кое-какие отличия: перед экраном растопырилась прямоугольная металлическая рама, из которой в самых неожиданных местах произрастали провода, соединявшие конструкцию с тумбообразным пультом, что возвышался у правого трапа.
        На оставшийся краешек сцены выбралась дама с микрофоном (слащавая улыбочка, злобные цепкие глазки) и принялась умильно благодарить бесчисленных спонсоров. Довела всех до тихой ненависти, после чего вспомнила наконец о главном.
        - Их неоценимая помощь, - изнемогая от признательности, в сотый раз повторила она, - позволила нам присутствовать сейчас, не побоюсь этого слова, при историческом событии, которое наверняка отзовется далеко за пределами нашего города. А теперь попросим самого изобретателя...
        По трапу поднялся человек с лицом младенца. Те, что поумнее, при виде его ощутили смутную тревогу.
        - Не бойтесь, - с кроткой улыбкой успокоил он собравшихся. - Я не настолько бессовестен, чтобы утомлять вас техническим описанием моего... э-э... детища, и буду говорить исключительно об искусстве. Знаю, здесь сидят режиссеры, актеры, кинокритики, театроведы, просто ценители, которым, скорее всего, мои суждения покажутся наивными. Заранее прошу меня извинить...
        Он сделал паузу и огладил свои ликующие щечки свободной от микрофона рукой.
        - Рождение искусства всегда вызывает потрясение, - объявил он. - Когда первобытный охотник впервые нарисовал на стене пещеры бизона, держу пари, соплеменники его схватились за копья и каменные топоры. Они увидели дичь. До них не сразу дошло, что перед ними не настоящий бизон, а всего-навсего его изображение.
        На лицах присутствующих специалистов обозначился скепсис.
        - Или возьмем литературу, - поспешно предложил изобретатель. - До сих пор есть люди, убежденные в том, что все написанное соответствует действительности. Когда Стивенсон опубликовал свой «Остров сокровищ» с приложенной к нему картой, вспомните, сколько народу кинулось на поиски клада! Но таких благодарных читателей, увы, все меньше и меньше...
        - А нельзя поближе к теме? - брюзгливо и, кажется, не слишком трезво спросили из зала.
        - Можно, - благосклонно глядя на спросившего, отозвался самородок. - Как только что сказала любезнейшая Марго Архиповна... - Улыбчивое младенческое личико обернулось к директорше, - ...все мы участвуем сейчас в поворотном моменте истории. На ваших глазах рождается новый кинематограф. Вот...
        Последовал широкий жест, и все вновь оглядели с сомнением металлическую, грубо сваренную раму с произрастающими из нее проводами.
        - Когда в 1896-м году братья Огюст и Луи Люмьер представили вниманию публики один из первых в мире фильмов продолжительностью всего сорок девять секунд и называвшийся «Прибытие поезда»...
        - «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота», - уточнила въедливая старушенция в мини-юбке.
        - Да-да, конечно... - воссиял изобретатель. - Спасибо. «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота». Так вот... Стоило на экране возникнуть надвигающемуся паровозу, как люди в панике побежали из зала, чтобы не угодить под колеса (вспомним первобытных охотников, схватившихся за топоры при виде нарисованного бизона). Это было начало и в то же время вершина кинематографического искусства. Почему вершина? Да потому, что с тех пор зрители ни разу не ощутили себя непосредственными участниками того, что происходит на экране. Что бы оттуда ни надвигалось: космический корабль, Годзилла, вампир с клыками - мы в лучшем случае вздрогнем, но бежать сломя голову... Нет! Нынешнюю публику ничем уже не проймешь.
        Изобретатель сместился к правому трапу и нежно огладил тумбообразный пульт. Доверчиво распахнутые глаза самородка дышали блаженством неведения. Если такой и разрушит мир, то сделает это не по злобе, а из любопытства, что гораздо хуже.
        - Нас пугают, а нам не страшно, - скорбно известил он, снимая пылинку с тумблера. - И это несмотря на все усилия технического прогресса. В кинематограф пришел звук, потом цвет, пытались внедрить стереоскопическое изображение... Бесполезно. Непосредственность восприятия утрачена. Иллюзион остался иллюзионом. Именно это обстоятельство и подвигло меня, так сказать, на сегодняшний эксперимент. Я не режиссер, не оператор, поэтому прошу отнестись снисходительно к тому незамысловатому сюжету, который будет сейчас представлен. Продлится он всего сорок девять секунд - это дань традиции! Но имейте в виду, что, кроме зрения и слуха, вам волей-неволей придется задействовать еще одно из пяти чувств.
        - Обоняние, что ли? - с подозрением спросили из зала.
        - Обоняние? - ошалело переспросил самородок. - Нет! Разумеется, нет! Насколько мне известно, некоторые мои коллеги действительно работают над созданием генератора запахов, но я в данном случае имел в виду осязание и только осязание. .
        В первых рядах беспокойно шевельнулись. Перспектива схлопотать по морде от экранного персонажа никого не прельщала.
        - Простите, - перебил кто-то, приподнимаясь в волнении. - А как называется этот ваш сюжет?
        - Разве я не сказал? - удивился изобретатель. - «Прибытие поезда».
        И звонко щелкнул тумблером.
        2008

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к