Библиотека / Фантастика / Русские Авторы / ЛМНОПР / Лукьяненко Сергей / Рассказы : " Ушибленные Одиночеством " - читать онлайн

Сохранить .
Ушибленные одиночеством Сергей Лукьяненко
        Лукьяненко Сергей Ушибленные одиночеством
        Сергей Лукьяненко
        Ушибленные одиночеством
        О творчестве Владислава Петровича Крапивина и его влиянии на человеческий организм я хотел написать давно. Сдерживало меня два обстоятельства. Первое - аудитория данных размышлений если и не мала, то крайне рассеяна. Даже публикация в фан-журнале на эту тему неизбежно свелась бы к объяснениям типа: "Крапивин - это знаменитый детский писатель-фантаст", "Голубятня на Желтой поляне - самое знаменитое произведение его", ""Каравелла" - детско-юношеский клуб, созданный Крапивиным". Теперь же появилась благодатная (не суть благодарная) аудитория и ее печатный орган попадающий прицельно к заинтересованным людям. Честь вам за это и хвала. Если есть людены, почему не быть лоцменам?
        Второй причиной была несколько абстрактная мысль, что негоже писателю моло дому высказываться о писателе маститом, который о молодом, быть может, и знать-то не знает. Теперь я вижу - знает. И снимаю краткий обет молчания.
        Итак, несколько мыслей. И пусть вас не смущает стиль, переходящий от лири ческого эссе к официальным канцеляризмам. Хотелось писать как пишется, не оста навливаясь и не правя. Простите также безапеляционность - я не претендую на роль носителя истины, но предмет разговора знаю.
        Три аудитории и три вероятных реакции на Крапивина.
        Все мы, любители творчества ВПК, отравлены. Отравлены раз и навсегда, сладким ядом, имя которому - книги Владислава Петровича. Мы как наркоманы, сидящие на игле. Мы выискиваем старые издания и рыщем в поиске новых. Библиогра фируем и пересказываем друг другу сюжеты. Погружаемся в мир ВПК все глубже и глубже. И доза нам нужна все более крутая. Вот уже составляются списки фильмов, где играют "классные мальчишки", пусть даже к ВПК они отношения не имеют. При дирчиво оцениваются возможные последователи. Тиражируются фотографии ошарашенных "каравелловцев", под тихое удивление - а чего они сниматься-то не хотят?
        Ребята, а мы того... не того?
        Да нет, конечно. Мы просто Тип Первый. Те, по кому Крапивин (в лучших своих проявлениях), бьет с энергией вакуумной бомбы, выжигая прочие увлечения. Я знаю. Я сам такой... был. Мы готовы вступить в бой с глиняными манекенами, проследить за судьбой малыша, оказавшегося в темном лесу наедине с подозрительным мужчиной, ободрить приветливым взглядом мальчика-одиночку. Да и девочку мы не ударим. А ритуальное набрасывание куртки на плечи озябшего ребенка мы проведем с умением опытного ковбоя.
        Правда, все это выполнит любой нормальный человек, никогда не слышавший о Крапивине.
        Поговорим чуть-чуть о нас. Я позволю себе спорное - но полностью согласу ющееся с интересной статьей Валентина Веснина, утверждение. "Крапивинисты" (не путать с "каравелловцами"!) - это люди, страдающие от одиночества. Люди, во многом ущербные. Люди, недополучившие дружбы. Люди, не умеющие дружить.
        Не кидайте в меня мячиками и палочками! К чему эти наивные символы... Я знал многих "крапивинистов" - хороших, умных, славных ребят и девчонок. Но я уверен - большинству из нас недодали дружбы, в детстве или юности - не суть важно. Мы не смогли или не успели подружиться - и тут прочитали в книгах ВПК о дружбе Насто ящей. Прочитали - и сломались. Мы стали ее искать. Когда не получалось найти - пытались сотворить сами. Но жизнь почему-то ломала схемы...
        Идеал недостижим - а Владислав Крапивин пишет именно об идеальной дружбе.
        Второй тип читателей Крапивина, пожалуй самый многочисленный, это те, кто читает его с удовольствием, как в детстве, так и в зрелом возрасте, но никогда не впадают в экзальтацию, восторг, не составляют библиографий, не охотятся за фотографиями "каравелловцев" и т.д. Тип Второй - это люди, не испытывающие дефи цита реальной дружбы и любви. Тип Второй спокоен, весел и порой романтичен.
        И Третий Тип. Люди, которые прочитав одну-две книги ВПК начинают весело ост рить по их поводу... или просто пожимают плечами и больше не читают. Боюсь, они просто не умеют дружить - не испытывают в этом нужды. Они самодостаточны. Они уверены в себе. Возможно, будущее за ними.
        Думаю, рассуждать о Втором и Третьем Типах нужды нет.
        Кто виноват и что делать? Тезисы ноябрьские.
        Я далек от мысли, что именно книги ВПК в какой-то миг сбили нас, Тип Первый, с пути истинного, заставили гнаться за миражом невозможных эмоций. Скорее - мы хотели обмануться. Мы поверили бы и в что-нибудь другое. "Пермский треугольник", "Гербалайф", "Цептер"-посуду. В романтику и Настоящую дружбу верить, конечно же, приятнее. Говорю без всякой иронии.
        Итак - Главный враг, подлый враг определен. Это мы сами. Мы хотим невозмож ного... вру! В нашем узком кругу мы способны получить именно такую дружбу, о которой мечтаем. До тех пор, пока удержимся в заданных схемой рамках. Вы никогда не дружили, сверяя себя с книгой?
        Что делать? А это, ребята, каждый решит сам. Кто-то, пожалуй, удовлетворится чтением и перечитыванием Крапивина и последователей. Кто-то с радостью восполнит дефицит общения в "Лоцмане". Мой лишь совет дружите с иногородними. Видя друга раз-два в год проще ощущать Подлинность Дружбы.
        Кто-то, возможно, возьмется за третий путь. Трансформировать моральноэтичес кие, литературные, философские идеи ВПК в идеи СВОИ. И восхищаясь "пушистостью" (как называет это один мой московский друг) Крапивина, помнить - самый пушистый зверек имеет острые зубы и скверные привычки.
        Друг - это не только пушистый мех. Это еще и пять-шесть черт характера, которые всегда хочется - и никогда нельзя - изменить.
        Всегда сохраняя в себе детский восторг и чистоту, воспетую Крапивиным как никем иным, надо уметь смотреть и на реальную жизнь, реальный мир. Да, мы подда лись на магию огромного таланта...
        Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
        Средь военных трофеев и мирных костров
        Жили книжные дети, не знавшие битв,
        Изнывая от детских своих катастроф.
        Детям вечно досаден
        Их возраст и быт И дрались мы до ссадин,
        До смертных обид.
        Но одежду латали
        Нам матери в срок,
        Мы же книги глотали,
        Пьянея от строк.
        Да, мир книг Крапивина был слишком прекрасен для нас, распятых на оплывших идеалах и поблекших победах. И так здорово было выйти на бой с Ящером, кинуть палку в манекена, доказать злой учительнице, что она не права.
        Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
        И сосало под ложечкой сладко от фраз,
        И кружил наши головы запах борьбы,
        Со страниц пожелтевших слетая на нас.
        И пытались постичь Мы, не знавшие войн,
        За воинственный клич
        Принимавшие вой, Тайну слова "приказ",
        Назначенье границ,
        Смысл атаки и лязг
        Боевых колесниц.
        А самым главным для нас была дружба и любовь, верность и преданность, что так яростно кипели на страницах любимых книг, что помогали победить любое зло...
        А в кипящих котлах прежних воин и смут
        Столько пищи для маленьких наших мозгов!
        Мы на роли предателей трусов, иуд,
        В детских играх своих назначали врагов.
        И злодея следам
        Не давали остыть,
        И прекраснейших дам
        Обещали любить;
        И друзей успокоив,
        И ближних любя,
        Мы на роли героев
        Вводили себя.
        И книги, которые мы любили, были такими живыми, такими реальными. И Гелька Травушкин был куда ближе и лучше соседа по парте. Уже не хотелось дружбы обыч ной. Но! Ребята! Опомнимся!
        Только в грезы нельзя насовсем убежать:
        Краткий век у забав - столько боли вокруг!
        Попытайся ладони у мертвых разжать
        И оружье принять из натруженных рук.
        Испытай, завладев
        Еще теплым мечом
        И доспехи надев, Что почем, что почем!
        Разберись, кто ты - трус
        Иль избранник судьбы,
        И попробуй на вкус
        Настоящей борьбы.
        Скажите, а вы способны стать друзьями не по переписке? Не по книгам? Спо собны на "командорство"? Владислав Петрович Крапивин уже много лет доказывает - он способен. И ребята из "Каравеллы", уверен, тоже способны. У них, кроме книг, была еще и жизнь. С ВПК - реальным человеком, со всеми его плюсами и минусами, с настоящим фехтованием и подлинными штормами, и, главное, реальными друзьями.
        И когда рядом рухнет израненный друг,
        И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
        И когда ты без кожи останешься вдруг,
        От того, что убили его - не тебя,
        Ты поймешь, что узнал,
        Отличил, отыскал
        По оскалу забрал Это смерти оскал! Ложь и зло, - погляди,
        Как их лица грубы,
        И всегда позади Воронье и гробы!
        Да, нам дали романтический пинок и светлый идеал. Но то, что он был дан кни гами, породило чудовищный по непредсказуемости эффект. Мы не смогли (в большин стве своем), претворить книги в реальность. И стали творить реальность из книг. Сможем ли мы использовать этот шанс - перевести данное Крапивиным из абстрактно-красивой плоскости в плоскость реальную, жизненную? Найти свой вариант приложения романтики, доброты, дружбы? Увидеть парус своего корабля, своей каравеллы? Или сведем все к говорильне о книгах Крапивина, поискам рапир, медных пуговиц и настоящего друга?
        Если путь прорубая отцовским мечом,
        Ты соленые слезы на ус намотал,
        Если в жарком бою испытал что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал!
        Если мяса с ножа
        Ты не ел ни куска,
        Если, руки сложа,
        Наблюдал свысока
        И в борьбу не вступил
        С подлецом, с палачом Значит, в жизни ты был
        Ни при чем, ни при чем!
        ... Простите за полное цитирование песни Высоцкого. Я не знаю, какая из его песен больше всего нравится Крапивину. Мне - эта.
        А еще - мне кажется, что Володя Высоцкий не принадлежал к Типу Первому. Он слишком умел дружить по-реальному.
        Давайте выбирать главное - кто что хочет. Играть в Настоящую дружбу, найти реального друга, рисовать карту-схему Великого Кристалла, писать "как Крапивин". .
        О последнем - подробнее.
        Подражатели и продолжатели. Взгляд изнутри.
        Знаю, что при словах о "подражателях и продолжателях" возникают в основном две фигуры. Тяглов и, пардон, Лукьяненко. Первый - с "Кругами Магистра", второй - с "Рыцарями сорока островов" и, для некоторых, "Пристанью Желтых Кораблей". О Тяглове позвольте не высказываться. Второго я знаю лучше. Скорбно признаюсь - "Пристань", это явное подражание ВПК, "Рыцари" начинались как пародия на его книги. Я начал писать их "выдавливая" из себя подражательство. И в процессе понял, что рамки пародии "Рыцари" переросли. Упреки Крапивина в недоведении до конца линии Игорька (шпиона), принимаю полностью. Более того, массированная гибель персонажей в начале, то, что Кир Булычев в статье для "Локуса" обозвал "введением в фантастику понятия случайной смерти", так вот, эта гибель двух Иго рей, Кости, Ромки тоже была... ой, стыдно признаваться-то... Так вот, я просто понял, что такую толпу ребят выписать не смогу. И отсек второстепенных персо нажей разом.
        Вы шокированы? Когда б вы знали, из какого сора...
        Но назовите мне книгу ВПК, где активно действуют более пяти-шести мальчишек. Просто для Крапивина убивать героев "взаправду" невозможно. Я, увы, знаю, что в данной ситуации они бы погибали - и убивали друг друга. И слова о том, что "я поставил бы туда своих героев" несколько самообличительны. У меня не было такого выбора ребят. Я взял тех, кто был рядом, в нашем клубе. Умные, хорошие ребята. Но они бы вели себя, увы, так...
        Слишком крепко вживлен сейчас в ребячьи души автоответчик "свой-чужой".
        Я читал несколько повестей-подражаний ВПК. Они немножко скрещены с Муркоком, Толкиным... знаете, очень интересно читать. Любителям Крапивина. Там тоже пуль сируют синие жилки под коленками, а детские лопатки так трогательно выпирают из плеч, что так и хочется прикрыть их последней курткой. При этом повести порой наполнены такой крутизной, что мне и не снилось. Только там дети убивают взрос лых, а не детей. А это - плохо, но допустимо.
        Я не знаю, появятся ли точные подражания Крапивину. То, что они найдут чита теля, сбыт, поклонников - бесспорно. Когда уже не хватает привычного продукта (хоть ВПК и пишет очень быстро), легко идут в ход заменители. Найдется ли дос тойный подражатель? Честно говоря, сомневаюсь. Перумов после эпопеи "под Толкина" пишет оригинальные вещи, и это неизбежный путь для любого талантливого человека. А бесталанный имитатор, к счастью, никогда Крапивина не подделает. Ну нельзя так писать без сердца и таланта!
        Я уверен, многие из членов "Лоцмана" пишут вещи "под Крапивина". Кто лучше, кто хуже. Если кто-то хочет посоветоваться с профессионалом, а я рискну считать себя таковым, присылайте тексты. На дискетах или в распечатках. Лучше плохие экземпляры, потому что возврат не гарантирую. А вот ответ любой степени развер нутости и откровенности - с удовольствием.
        И, наконец, если это вам интересно. В московском издательстве "Аргус" выходит мой двухтомник. Почитайте, там есть вещь сильнее (на мой взгляд) "Сорока островов". Называлась "Мальчик и тьма", под каким названием выйдет в книге еще не знаю. И прочитайте два рассказа: "Хозяин дорог" и "Проводник отсюда". Первый - абсолютно ВПК-шный по духу, второй - наоборот. Первый самый первый мой рассказ (да, каламбурчик ниже худшего), второй - один из последних. Зачем занимаюсь саморекламой в узком кругу? Ребята, надоело быть автором только "Сорока ост ровов"! Вы гляньте, когда они были написаны! Я сам уже их перечитываю как чужой текст!
        ...Не рискну говорить о Крапивине много. Не по рангу. Скажу лишь, что меня больно кольнула повесть "Чоки-чок..." Знаете чем? В ней непоправимо нарушен тот баланс детского и взрослого, что всегда отличал ВПК. Я ее читал с мучительным усилием... и не мог понять, что происходит. Вот "Самолет по имени Сережка" мне понравился. Правда финал... Но - герои в руках писателя. Мне вот только Сережку жалко. Ребенка - ракетой... Да еще, когда он вез гуманитарный груз! А ведь почти до конца повести Крапивин выдерживал дозу современных реалий, тех самых, что погубили на корню "Синий город".
        Крапивин и кино... Ребята, вы что, не видели "Ту сторону, где ветер"? Никто о ней и слова не сказал! Позор! Это - лучшая постановка Крапивина. Да, телеспек такль, но чем он отличается от фильма я не пойму. И мальчишки все живые, и эмоции в большинстве своем переданы! Кстати, у кого есть копия? Когда разбогатею на "видик", пришлю кассетку с просьбой переписать! И книжку с автографом, зуб даю!
        Валентин! "Бесконечную историю" - 2 не смотри! Совет от души. Мерзость неимоверная. А "Бесконечную историю" - 3 - тем более. Реши навсегда, что фильм был один. Кстати, в отличии от Крапивина, я считаю, что вторая часть книги неиз меримо сильнее и глубже первой. Хоть и понимаю прекрасно, почему здесь разнятся наши подходы...
        А вот "Хороший сын" с Маккоули Калкиным глянь обязательно. И обрати внимание на Элайю Вуда, который играет главного героя этого фильма. Тебе он должен понра виться. У него еще фильм есть, не то "Приключения Тома Сойера", не то "Приклю чения Геккльбери Финна". Я не помню кого, хоть фильм и снят по "Геку". Это маленький шедевр американского кино. Они даже отсекли то, что у Твена было лиш ним!!!
        Кстати! Вы знаете о существовании статей: "Как умирают пжики", "Трансфор мация христианства в язычество в творчестве Крапивина", "Галерея героев, или Магазин курточек Юкки"?
        Что я могу еще сказать... Наверное, многое. Но стоит ли? Боюсь, что многим эта статья не понравится. Нет? Да? Пишите! Подеремся... на бумаге.
        ... Скажи восставшему - я злую едкость стали
        Придам в руках твоих картонному мечу...
        Бумажный меч - он, между нами, не хуже. Вы когда-нибудь резались листом бумаги? Говорят, если на нем что-то написано, он режет больнее.
        Но мы - не лекарство. Мы - боль.
        Зачем я это писал?
        а) Потому что боюсь, что заочный клуб "Лоцман" превратится в суррогат дружбы для тех, кому нужна дружба Реальная.
        б) Потому что люблю болтать и спорить.
        в) Потому что до сих пор критика Владислава Петровича Крапивина была либо тупа, либо бездарна, либо и то, и другое вместе. Пример статья Р.Арбитмана, которая, по слухам, выходила в "Литературке". К нам она, увы, не доходит. А если уж должен появиться человек с не совсем стандартным взглядом на ВПК - пусть это будет человек, который любит его книги и преклоняется перед его делом. И начал писать из-за его книг.
        г) Потому что книги Крапивина мне много раз помогали жить. И когда мне плохо, я достаю с полки "Голубятню на Желтой поляне".
        д) Потому что вам, по-моему, не доставало "зуды". (Помните "Пикник на обо чине"?)
        Yours sincerelly,
        Sergey "Sir Grey" Lukianenko.
        1994 год - - - - - - - - - - - -- --
        Last-modified: Mon, 28 Jun 1999 05:12:52 GMT
        Сергей Лукьяненко. Ушибленные одиночеством
        -- - - - - - - - - - -- --
        Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого сог ласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
        Настоящий текст был получен с официальной страницы писателя в сети Internet на сервере "Русская фантастика":
        (С) Сергей Лукьяненко, 1998 г.
        (опубликована в альманахе "Та сторона", No 8)
        WWW-страница альманаха - - - - - - - - - - - -- --
        О творчестве Владислава Петровича Крапивина и его влиянии на человеческий организм я хотел написать давно. Сдерживало меня два обстоятельства. Первое - аудитория данных размышлений если и не мала, то крайне рассеяна. Даже публикация в фан-журнале на эту тему неизбежно свелась бы к объяснениям типа: "Крапивин - это знаменитый детский писатель-фантаст", "Голубятня на Желтой поляне - самое знаменитое произведение его", ""Каравелла" - детско-юношеский клуб, созданный Крапивиным". Теперь же появилась благодатная (не суть благодарная) аудитория и ее печатный орган попадающий прицельно к заинтересованным людям. Честь вам за это и хвала. Если есть людены, почему не быть лоцменам?
        Второй причиной была несколько абстрактная мысль, что негоже писателю моло дому высказываться о писателе маститом, который о молодом, быть может, и знать-то не знает. Теперь я вижу - знает. И снимаю краткий обет молчания.
        Итак, несколько мыслей. И пусть вас не смущает стиль, переходящий от лири ческого эссе к официальным канцеляризмам. Хотелось писать как пишется, не оста навливаясь и не правя. Простите также безапеляционность - я не претендую на роль носителя истины, но предмет разговора знаю.
        Три аудитории и три вероятных реакции на Крапивина.
        Все мы, любители творчества ВПК, отравлены. Отравлены раз и навсегда, сладким ядом, имя которому - книги Владислава Петровича. Мы как наркоманы, сидящие на игле. Мы выискиваем старые издания и рыщем в поиске новых. Библиогра фируем и пересказываем друг другу сюжеты. Погружаемся в мир ВПК все глубже и глубже. И доза нам нужна все более крутая. Вот уже составляются списки фильмов, где играют "классные мальчишки", пусть даже к ВПК они отношения не имеют. При дирчиво оцениваются возможные последователи. Тиражируются фотографии ошарашенных "каравелловцев", под тихое удивление - а чего они сниматься-то не хотят?
        Ребята, а мы того... не того?
        Да нет, конечно. Мы просто Тип Первый. Те, по кому Крапивин (в лучших своих проявлениях), бьет с энергией вакуумной бомбы, выжигая прочие увлечения. Я знаю. Я сам такой... был. Мы готовы вступить в бой с глиняными манекенами, проследить за судьбой малыша, оказавшегося в темном лесу наедине с подозрительным мужчиной, ободрить приветливым взглядом мальчика-одиночку. Да и девочку мы не ударим. А ритуальное набрасывание куртки на плечи озябшего ребенка мы проведем с умением опытного ковбоя.
        Правда, все это выполнит любой нормальный человек, никогда не слышавший о Крапивине.
        Поговорим чуть-чуть о нас. Я позволю себе спорное - но полностью согласу ющееся с интересной статьей Валентина Веснина, утверждение. "Крапивинисты" (не путать с "каравелловцами"!) - это люди, страдающие от одиночества. Люди, во многом ущербные. Люди, недополучившие дружбы. Люди, не умеющие дружить.
        Не кидайте в меня мячиками и палочками! К чему эти наивные символы... Я знал многих "крапивинистов" - хороших, умных, славных ребят и девчонок. Но я уверен - большинству из нас недодали дружбы, в детстве или юности - не суть важно. Мы не смогли или не успели подружиться - и тут прочитали в книгах ВПК о дружбе Насто ящей. Прочитали - и сломались. Мы стали ее искать. Когда не получалось найти - пытались сотворить сами. Но жизнь почему-то ломала схемы...
        Идеал недостижим - а Владислав Крапивин пишет именно об идеальной дружбе.
        Второй тип читателей Крапивина, пожалуй самый многочисленный, это те, кто читает его с удовольствием, как в детстве, так и в зрелом возрасте, но никогда не впадают в экзальтацию, восторг, не составляют библиографий, не охотятся за фотографиями "каравелловцев" и т.д. Тип Второй - это люди, не испытывающие дефи цита реальной дружбы и любви. Тип Второй спокоен, весел и порой романтичен.
        И Третий Тип. Люди, которые прочитав одну-две книги ВПК начинают весело ост рить по их поводу... или просто пожимают плечами и больше не читают. Боюсь, они просто не умеют дружить - не испытывают в этом нужды. Они самодостаточны. Они уверены в себе. Возможно, будущее за ними.
        Думаю, рассуждать о Втором и Третьем Типах нужды нет.
        Кто виноват и что делать? Тезисы ноябрьские.
        Я далек от мысли, что именно книги ВПК в какой-то миг сбили нас, Тип Первый, с пути истинного, заставили гнаться за миражом невозможных эмоций. Скорее - мы хотели обмануться. Мы поверили бы и в что-нибудь другое. "Пермский треугольник", "Гербалайф", "Цептер"-посуду. В романтику и Настоящую дружбу верить, конечно же, приятнее. Говорю без всякой иронии.
        Итак - Главный враг, подлый враг определен. Это мы сами. Мы хотим невозмож ного... вру! В нашем узком кругу мы способны получить именно такую дружбу, о которой мечтаем. До тех пор, пока удержимся в заданных схемой рамках. Вы никогда не дружили, сверяя себя с книгой?
        Что делать? А это, ребята, каждый решит сам. Кто-то, пожалуй, удовлетворится чтением и перечитыванием Крапивина и последователей. Кто-то с радостью восполнит дефицит общения в "Лоцмане". Мой лишь совет дружите с иногородними. Видя друга раз-два в год проще ощущать Подлинность Дружбы.
        Кто-то, возможно, возьмется за третий путь. Трансформировать моральноэтичес кие, литературные, философские идеи ВПК в идеи СВОИ. И восхищаясь "пушистостью" (как называет это один мой московский друг) Крапивина, помнить - самый пушистый зверек имеет острые зубы и скверные привычки.
        Друг - это не только пушистый мех. Это еще и пять-шесть черт характера, которые всегда хочется - и никогда нельзя - изменить.
        Всегда сохраняя в себе детский восторг и чистоту, воспетую Крапивиным как никем иным, надо уметь смотреть и на реальную жизнь, реальный мир. Да, мы подда лись на магию огромного таланта...
        Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
        Средь военных трофеев и мирных костров
        Жили книжные дети, не знавшие битв,
        Изнывая от детских своих катастроф.
        Детям вечно досаден
        Их возраст и быт И дрались мы до ссадин,
        До смертных обид.
        Но одежду латали
        Нам матери в срок,
        Мы же книги глотали,
        Пьянея от строк.
        Да, мир книг Крапивина был слишком прекрасен для нас, распятых на оплывших идеалах и поблекших победах. И так здорово было выйти на бой с Ящером, кинуть палку в манекена, доказать злой учительнице, что она не права.
        Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
        И сосало под ложечкой сладко от фраз,
        И кружил наши головы запах борьбы,
        Со страниц пожелтевших слетая на нас.
        И пытались постичь Мы, не знавшие войн,
        За воинственный клич
        Принимавшие вой, Тайну слова "приказ",
        Назначенье границ,
        Смысл атаки и лязг
        Боевых колесниц.
        А самым главным для нас была дружба и любовь, верность и преданность, что так яростно кипели на страницах любимых книг, что помогали победить любое зло...
        А в кипящих котлах прежних воин и смут
        Столько пищи для маленьких наших мозгов!
        Мы на роли предателей трусов, иуд,
        В детских играх своих назначали врагов.
        И злодея следам
        Не давали остыть,
        И прекраснейших дам
        Обещали любить;
        И друзей успокоив,
        И ближних любя,
        Мы на роли героев
        Вводили себя.
        И книги, которые мы любили, были такими живыми, такими реальными. И Гелька Травушкин был куда ближе и лучше соседа по парте. Уже не хотелось дружбы обыч ной. Но! Ребята! Опомнимся!
        Только в грезы нельзя насовсем убежать:
        Краткий век у забав - столько боли вокруг!
        Попытайся ладони у мертвых разжать
        И оружье принять из натруженных рук.
        Испытай, завладев
        Еще теплым мечом
        И доспехи надев, Что почем, что почем!
        Разберись, кто ты - трус
        Иль избранник судьбы,
        И попробуй на вкус
        Настоящей борьбы.
        Скажите, а вы способны стать друзьями не по переписке? Не по книгам? Спо собны на "командорство"? Владислав Петрович Крапивин уже много лет доказывает - он способен. И ребята из "Каравеллы", уверен, тоже способны. У них, кроме книг, была еще и жизнь. С ВПК - реальным человеком, со всеми его плюсами и минусами, с настоящим фехтованием и подлинными штормами, и, главное, реальными друзьями.
        И когда рядом рухнет израненный друг,
        И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
        И когда ты без кожи останешься вдруг,
        От того, что убили его - не тебя,
        Ты поймешь, что узнал,
        Отличил, отыскал
        По оскалу забрал Это смерти оскал! Ложь и зло, - погляди,
        Как их лица грубы,
        И всегда позади Воронье и гробы!
        Да, нам дали романтический пинок и светлый идеал. Но то, что он был дан кни гами, породило чудовищный по непредсказуемости эффект. Мы не смогли (в большин стве своем), претворить книги в реальность. И стали творить реальность из книг. Сможем ли мы использовать этот шанс - перевести данное Крапивиным из абстрактно-красивой плоскости в плоскость реальную, жизненную? Найти свой вариант приложения романтики, доброты, дружбы? Увидеть парус своего корабля, своей каравеллы? Или сведем все к говорильне о книгах Крапивина, поискам рапир, медных пуговиц и настоящего друга?
        Если путь прорубая отцовским мечом,
        Ты соленые слезы на ус намотал,
        Если в жарком бою испытал что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал!
        Если мяса с ножа
        Ты не ел ни куска,
        Если, руки сложа,
        Наблюдал свысока
        И в борьбу не вступил
        С подлецом, с палачом Значит, в жизни ты был
        Ни при чем, ни при чем!
        ... Простите за полное цитирование песни Высоцкого. Я не знаю, какая из его песен больше всего нравится Крапивину. Мне - эта.
        А еще - мне кажется, что Володя Высоцкий не принадлежал к Типу Первому. Он слишком умел дружить по-реальному.
        Давайте выбирать главное - кто что хочет. Играть в Настоящую дружбу, найти реального друга, рисовать карту-схему Великого Кристалла, писать "как Крапивин". .
        О последнем - подробнее.
        Подражатели и продолжатели. Взгляд изнутри.
        Знаю, что при словах о "подражателях и продолжателях" возникают в основном две фигуры. Тяглов и, пардон, Лукьяненко. Первый - с "Кругами Магистра", второй - с "Рыцарями сорока островов" и, для некоторых, "Пристанью Желтых Кораблей". О Тяглове позвольте не высказываться. Второго я знаю лучше. Скорбно признаюсь - "Пристань", это явное подражание ВПК, "Рыцари" начинались как пародия на его книги. Я начал писать их "выдавливая" из себя подражательство. И в процессе понял, что рамки пародии "Рыцари" переросли. Упреки Крапивина в недоведении до конца линии Игорька (шпиона), принимаю полностью. Более того, массированная гибель персонажей в начале, то, что Кир Булычев в статье для "Локуса" обозвал "введением в фантастику понятия случайной смерти", так вот, эта гибель двух Иго рей, Кости, Ромки тоже была... ой, стыдно признаваться-то... Так вот, я просто понял, что такую толпу ребят выписать не смогу. И отсек второстепенных персо нажей разом.
        Вы шокированы? Когда б вы знали, из какого сора...
        Но назовите мне книгу ВПК, где активно действуют более пяти-шести мальчишек. Просто для Крапивина убивать героев "взаправду" невозможно. Я, увы, знаю, что в данной ситуации они бы погибали - и убивали друг друга. И слова о том, что "я поставил бы туда своих героев" несколько самообличительны. У меня не было такого выбора ребят. Я взял тех, кто был рядом, в нашем клубе. Умные, хорошие ребята. Но они бы вели себя, увы, так...
        Слишком крепко вживлен сейчас в ребячьи души автоответчик "свой-чужой".
        Я читал несколько повестей-подражаний ВПК. Они немножко скрещены с Муркоком, Толкиным... знаете, очень интересно читать. Любителям Крапивина. Там тоже пуль сируют синие жилки под коленками, а детские лопатки так трогательно выпирают из плеч, что так и хочется прикрыть их последней курткой. При этом повести порой наполнены такой крутизной, что мне и не снилось. Только там дети убивают взрос лых, а не детей. А это - плохо, но допустимо.
        Я не знаю, появятся ли точные подражания Крапивину. То, что они найдут чита теля, сбыт, поклонников - бесспорно. Когда уже не хватает привычного продукта (хоть ВПК и пишет очень быстро), легко идут в ход заменители. Найдется ли дос тойный подражатель? Честно говоря, сомневаюсь. Перумов после эпопеи "под Толкина" пишет оригинальные вещи, и это неизбежный путь для любого талантливого человека. А бесталанный имитатор, к счастью, никогда Крапивина не подделает. Ну нельзя так писать без сердца и таланта!
        Я уверен, многие из членов "Лоцмана" пишут вещи "под Крапивина". Кто лучше, кто хуже. Если кто-то хочет посоветоваться с профессионалом, а я рискну считать себя таковым, присылайте тексты. На дискетах или в распечатках. Лучше плохие экземпляры, потому что возврат не гарантирую. А вот ответ любой степени развер нутости и откровенности - с удовольствием.
        И, наконец, если это вам интересно. В московском издательстве "Аргус" выходит мой двухтомник. Почитайте, там есть вещь сильнее (на мой взгляд) "Сорока островов". Называлась "Мальчик и тьма", под каким названием выйдет в книге еще не знаю. И прочитайте два рассказа: "Хозяин дорог" и "Проводник отсюда". Первый - абсолютно ВПК-шный по духу, второй - наоборот. Первый самый первый мой рассказ (да, каламбурчик ниже худшего), второй - один из последних. Зачем занимаюсь саморекламой в узком кругу? Ребята, надоело быть автором только "Сорока ост ровов"! Вы гляньте, когда они были написаны! Я сам уже их перечитываю как чужой текст!
        ...Не рискну говорить о Крапивине много. Не по рангу. Скажу лишь, что меня больно кольнула повесть "Чоки-чок..." Знаете чем? В ней непоправимо нарушен тот баланс детского и взрослого, что всегда отличал ВПК. Я ее читал с мучительным усилием... и не мог понять, что происходит. Вот "Самолет по имени Сережка" мне понравился. Правда финал... Но - герои в руках писателя. Мне вот только Сережку жалко. Ребенка - ракетой... Да еще, когда он вез гуманитарный груз! А ведь почти до конца повести Крапивин выдерживал дозу современных реалий, тех самых, что погубили на корню "Синий город".
        Крапивин и кино... Ребята, вы что, не видели "Ту сторону, где ветер"? Никто о ней и слова не сказал! Позор! Это - лучшая постановка Крапивина. Да, телеспек такль, но чем он отличается от фильма я не пойму. И мальчишки все живые, и эмоции в большинстве своем переданы! Кстати, у кого есть копия? Когда разбогатею на "видик", пришлю кассетку с просьбой переписать! И книжку с автографом, зуб даю!
        Валентин! "Бесконечную историю" - 2 не смотри! Совет от души. Мерзость неимоверная. А "Бесконечную историю" - 3 - тем более. Реши навсегда, что фильм был один. Кстати, в отличии от Крапивина, я считаю, что вторая часть книги неиз меримо сильнее и глубже первой. Хоть и понимаю прекрасно, почему здесь разнятся наши подходы...
        А вот "Хороший сын" с Маккоули Калкиным глянь обязательно. И обрати внимание на Элайю Вуда, который играет главного героя этого фильма. Тебе он должен понра виться. У него еще фильм есть, не то "Приключения Тома Сойера", не то "Приклю чения Геккльбери Финна". Я не помню кого, хоть фильм и снят по "Геку". Это маленький шедевр американского кино. Они даже отсекли то, что у Твена было лиш ним!!!
        Кстати! Вы знаете о существовании статей: "Как умирают пжики", "Трансфор мация христианства в язычество в творчестве Крапивина", "Галерея героев, или Магазин курточек Юкки"?
        Что я могу еще сказать... Наверное, многое. Но стоит ли? Боюсь, что многим эта статья не понравится. Нет? Да? Пишите! Подеремся... на бумаге.
        ... Скажи восставшему - я злую едкость стали
        Придам в руках твоих картонному мечу...
        Бумажный меч - он, между нами, не хуже. Вы когда-нибудь резались листом бумаги? Говорят, если на нем что-то написано, он режет больнее.
        Но мы - не лекарство. Мы - боль.
        Зачем я это писал?
        а) Потому что боюсь, что заочный клуб "Лоцман" превратится в суррогат дружбы для тех, кому нужна дружба Реальная.
        б) Потому что люблю болтать и спорить.
        в) Потому что до сих пор критика Владислава Петровича Крапивина была либо тупа, либо бездарна, либо и то, и другое вместе. Пример статья Р.Арбитмана, которая, по слухам, выходила в "Литературке". К нам она, увы, не доходит. А если уж должен появиться человек с не совсем стандартным взглядом на ВПК - пусть это будет человек, который любит его книги и преклоняется перед его делом. И начал писать из-за его книг.
        г) Потому что книги Крапивина мне много раз помогали жить. И когда мне плохо, я достаю с полки "Голубятню на Желтой поляне".
        д) Потому что вам, по-моему, не доставало "зуды". (Помните "Пикник на обо чине"?)
        Yours sincerelly,
        Sergey "Sir Grey" Lukianenko.
        1994 год

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к