Библиотека / Фантастика / Русские Авторы / ЛМНОПР / Лукьяненко Сергей / Стройка Века : " Девочка С Китайскими Зажигалками " - читать онлайн

Сохранить .
Девочка с китайскими зажигалками Сергей Лукьяненко
        Сборник "Гаджет" #6
        Самое трудное для писателя-фантаста - делать рассказ для “широкой аудитории”. В каждом виде литературе существует свой набор аксиом. Читатель детектива знает, что сыщик не окажется убийцей (исключения возможны, когда они гениальны), читатель женского романа может быть уверен, что дело идет к свадьбе, читатель романа “ужасов” догадывается, чем закончится визит героев на кладбище в безлунную ночь.
        Так и в фантастике. Есть слова-символы: “бластер”, “машина времени”, “гиперпространство”, “Чужой”. И не нужно длинных объяснений. Писатель говорит с читателем на понятном обоим языке.
        А что делать, если читатель этого языка не знает? Если рассказ написан для толстого глянцевого журнала, чья аудитория интересуется курсами валют, погодой на Канарах и расцветкой галстуков в следующем сезоне?
        В таком случае надо забыть незнакомые слова и говорить на понятном читателю языке. Чтобы если уж он открыл журнал - то все равно прочитал рассказ. И следующий раз не шарахался от яркой обложки с “бластерами и Чужими”.
        В случае с “Девочкой с китайскими зажигалками” особую пикантность ситуации придавало то, что рассказ попросили написать святочный. Вы пробовали когда-нибудь растрогать бизнесмена средней руки? Привить ему чуточку позитива?
        Не менее хитрые ситуации были еще с двумя маленькими рассказами. “Старую сказку” я писал для журнала по архитектуре и дизайну. “Без паники” - для журнала, весь номер которого занимали статьи о глобальных ката­строфах.
        В общем - я попробовал писать для непривычной аудитории.
        Мне кажется, что получилось.
        Сергей Лукьяненко
        ДЕВОЧКА С КИТАЙСКИМИ ЗАЖИГАЛКАМИ
        * * *
        Мало кто знает, что известный московский скульптор Цураб Зеретели увлекается собиранием нэцкэ. Хобби свое, ничего предосудительного не имеющее, он почему-то не афиширует.
        В тот морозный снежный вечер, по недоразумению московской погоды выпавший удачно - на тридцать первое декабря, Валерий Крылов стоял у антикварного салона вблизи Пушкинской площади и разглядывал только что купленное нэцкэ.
        Нэцкэ - оно и в России нэцкэ. Статуэтка сантиметров в пять, брелок из дерева или слоновой кости, к которому не придумавшие карманов японцы привязывали ключи, курительные трубки, ножички для харакири и прочую полезную мелочь. Потом вешали связку на пояс и шли, довольные, демонстрировать встречным свои богатства. В общем - вещь ныне совершенно бесполезная и потому до омерзения дорогая.
        Но если ты хозяин маленького завода по выплавке цветных металлов и тебе позарез нужен рынок сбыта в Москве, то нет ничего лучше знакомого скульптора-монументалиста. Одной лишь бронзы великий скульптор потреблял больше всех уцелевших московских заводов вместе взятых! А лучший способ добиться внимания будущего клиента - потешить его маленькую слабость… в данном случае - подарить нэцкэ.
        Надо сказать, что в тонкой сфере искусства и в еще более нежной материи собирательства деньги не всесильны. Перед иным коллекционером ночных вазонов хоть полными чемоданами долларов потрясай - все равно не слезет с любимого экземпляра, складного походного горшка Фридриха Великого.
        Так и с нэцкэ. Мало иметь деньги, надо еще и поймать судьбу за хвост, опередить других коллекционеров, людей небедных и готовых на все для утоления своей страсти.
        Валерию определенно повезло. Не будем обсуждать, как и почему повезло, - ведь везение вещь не случайная. Как бы там ни было, но сейчас он стоял у своего старенького “пежо” и разглядывал японский брелок с той смесью удовлетворения и брезгливости, что обычно наблюдается у человека, удачно выдавившего прыщ.
        Нэцкэ изображало маленькую пухлощекую девочку, завернутую в тряпье и держащую перед собой поднос. На подносе едва-едва угадывались маленькие продолговатые предметы. В каталоге нэцкэ называлось “Девочка с суси”.
        - Суси-пуси, - пробормотал Валерий. - Хоть написали правильно…
        Пора было ехать домой - переодеться, выпить чуток коньяка, вызвать шофера и отправиться в хорошее и мало кому известное заведение, где можно будет презентовать знаменитому скульптору творение японских конкурентов. Жену с дочкой Валерий еще неделю назад отправил в Париж на рождественские каникулы. Так что новогодний вечер мог оказаться шумным и пьяным, а мог, напротив, иметь завершение романтичное и волнующее. Не только бизнесмены отправляют свои семьи отдохнуть за границу, порой они уезжают и сами, оставляя молодых и скучающих жен…
        Продолжая разглядывать малолетнюю японскую торговку рисовыми рулетиками (блюдо, на взгляд Валерия, одновременно пресное и тяжелое), Крылов достал сигарету. Курить за рулем он не любил.
        - Дяденька, купите зажигалку, - донесся до него робкий голос.
        Валерий обернулся. На тротуаре стояла маленькая, лет десяти, девчушка. В нейлоновой куртке, слишком большой для нее и слишком грязной для любого. В широченном взрослом шарфе, намотанном поверх куртки. В вязаной шерстяной шапочке.
        В озябших, уже синеватых ладошках девочка держала крышку от обувной коробки. На картонке, припорошенные снегом, лежали разноцветные китайские зажигалки.
        - Своя есть, - буркнул Валерий. В метро он последний раз ездил года три назад, на улицах с побирушками и нищими тоже встречался редко. Может быть, поэтому они вызывали у него даже не раздражение, а легкую оторопь и отчетливое желание принять горячий душ.
        Девочка упрямо стояла рядом.
        Валерий полез в карман в надежде, что, обнаружив в его руках зажигалку, малолетняя попрошайка отправится своей дорогой. Но зажигалка упрямо не желала находиться.
        Девочка засопела и провела ладошкой под носом.
        - Почем твои зажигалки? - буркнул Валерий. Милостыню он не подавал принципиально, чужих детей не любил, но в данном случае решил вступить с девочкой в товарно-денежные отношения. Курить хотелось все сильнее - так всегда бывает, когда уже достал сигарету, а зажигалку найти не можешь.
        - Десять… - прошептала девочка.
        - Десять… - с сомнением произнес Крылов и снова стал шарить в кармане в поисках мелочи. - Что же ты по морозу ходишь полуголая? Простынешь - и умрешь!
        Нравоучение вышло какое-то фальшивое, он даже сам это почувствовал. Ясное дело, не ради удовольствия бедный ребенок торгует зажигалками.
        - Красивая куколка, - вдруг сказала девочка, глядя на нэцкэ в руках Крылова.
        - Да, да, красивая… - Крылов вдруг с удивлением обнаружил, что нэцкэ и девочка-побирушка карикатурно похожи. При желании “девочку с суси” вполне можно было назвать “девочка с китайскими зажигалками”, даром что не было в ту пору никаких зажигалок. Но даже не это главное! Лица были похожи!
        Чтобы избавиться от наваждения, Крылов бесцеремонно взял девочку за плечи и развернул к падающему из витрины свету. Присел перед ней на корточки. Держа нэцкэ на вытянутой руке, еще раз сравнил лица.
        Ну надо же! Словно позировала!
        - Во дела, - поразился Валерий. - Века идут, люди не меняются… выходит, японцы раньше на людей походили?
        - У меня никогда не было кукол, - вдруг горько сказала девочка.
        Валерий крякнул, достал из кармана сотню и положил среди зажигалок:
        - Иди в “Детский мир”, детка. Купи себе куклу…
        А сколько стоит кукла? Валерий вдруг с удивлением понял, что не знает. Собственная дочь чуть старше этой нищенки, вся детская игрушками завалена… но разве он хоть раз покупал ей игрушки? Либо жена, либо няня…
        - На, купи себе “Барби”, - решил Крылов, бросая на картонку пятьсот рублей. Уж если делать в новогоднюю ночь добрые дела - так зачем мелочиться?
        - Я хочу эту, - твердо сказала девочка, не отрывая взгляд от нэцкэ.
        Валерий усмехнулся и покачал головой:
        - Нет, деточка. Эта кукла стоит… ну очень дорого. Купи себе куколку и иди к маме…
        - Простите, что я так настойчива, - внезапно выпалила девочка, опуская картонку. Зажигалки, успевшие примерзнуть к картонке, даже не попадали. - Но чрезвычайные обстоятельства вынуждают меня эксплуатировать ваши естественные рождественские позывы к добру и милосердию…
        Так и не зажженная сигарета выпала у Крылова изо рта. Он торопливо встал и шагнул к машине.
        - Возможно, я неудачно выбрала день? - поинтересовалась девочка вслед. - Но у вас запутанный календарь, вы празднуете рождество дважды, поэтому я выбрала среднеудаленное от обоих праздников время…
        - Шиза, - коротко сказал Крылов, скрываясь в машине. Запустил двигатель, потом уже торопливо спрятал нэцкэ в карман. Покосился на девочку - та смотрела на него, беззвучно шевелила губами. - Шиза или белочка. Вопрос только, у кого?
        Девочка исчезла. Была - и не стало ее.
        - У меня, - решил Крылов, и его всего передернуло. Ну что за напасть? Никогда в роду психов не было… Он медленно тронул машину.
        - Вы абсолютно здоровы, - донеслось сзади. - Хотя…
        Крылов в панике ударил по тормозам. Обернулся.
        Девочка сидела на заднем сиденье, все так же сжимая в руках картонку. Смотрела на Крылова невинными детскими глазами.
        - Легкая форма геморроя, намечающийся простатит, дискинезия желчного пузыря. В остальном вы здоровы, - повторила девочка. - Так вот, я прошу прощения за неудачный выбор времени. Но мне кажется, что в новогоднюю ночь, тем более являющуюся среднеарифметическим сочельником, вы максимально склонны к добрым делам…
        - Ты кто такая? - воскликнул Крылов. - Ты как в машину попала?
        - Я маленькая девочка. Я сместила себя относительно пространства. Вы меня выслушаете?
        - Почему ты так говоришь? Девочки так не разговаривают!
        Девочка вздохнула:
        - Моя речь трудна для понимания? Соберитесь с силами, прошу вас! Все очень просто, я - из будущего.
        Валерий кивнул:
        - Ага. А я с Марса.
        - Не похоже, - отрезала девочка. - Итак, я из будущего, я путешествую во времени. Точную дату вам знать не обязательно.
        Крылова охватил легкий азарт.
        - Из будущего, говоришь? Фантастика, значит? Как же, верю! У нас тут полным-полно путешественников во времени. Куда ни шагнешь - на них натыкаешься.
        - Вот и неправда, - обиделась девочка. - Нет тут больше никаких путешественников. И ваша ирония неуместна!
        - Если ты из будущего и так легко об этом рассказываешь, так почему никто не знает о путешественниках во времени? Почему никто больше их не встречал?
        - А в ваше время никто и не путешествует, - отрезала девочка. - Чего тут интересного? Экология плохая, пища некачественная, люди злые, культура примитивная, войны неэстетичные… Все ездят в Древнюю Грецию, в Средние века, в Древний Китай и Японию… вот там красиво!
        Крылов не нашелся, что ответить.
        - Так вот, - продолжала девочка. - Я - обычная путешественница во времени. Мне десять лет. Это не должно вас смущать, умственно я развита как взрослый человек.
        - Не верю, - твердо сказал Крылов.
        Девочка опять растаяла в воздухе. Возникла на соседнем сиденье.
        - Гипноз, - предположил Крылов.
        Машина дрогнула и медленно поднялась в воздух. Заснеженные улицы ушли вниз, засвистел ветер, Москва раскинулась под ними огромной светящейся картой.
        - И это гипноз? - поинтересовалась девочка. - Тогда выйдите наружу.
        Крылов помотал головой.
        - Так-то лучше, - обрадовалась девочка. Лицо ее чуть порозовело. - Теперь вы мне верите? Или еще что-нибудь сделать?
        - Верю… - прошептал Крылов. - Девочка, а девочка… как там, в будущем?
        - Зашибись! - кратко ответила девочка. - Так вот, Валерий Павлович. Просьба у меня к вам. Сделайте мне, маленькой девочке, затерянной во тьме веков, рождественский подарок.
        - Нэцкэ? - уточнил Крылов.
        - Угу. - Девочка улыбнулась.
        Несколько секунд Крылов молчал. А потом заорал:
        - Да ты что несешь? Подарок, говоришь? Нэцкэ? Ты знаешь, чего мне стоило ее добыть? Хрен с ними, с деньгами… ты думаешь, вся Москва завалена уникальными нэцками? А мне сегодня надо его подарить одному скульптору! Тогда, возможно, он станет покупать бронзу моего завода! И у меня наладится бизнес! Иначе все… по миру пойду.
        - Мне очень нужна эта нэцкэ! - тонко выкрикнула девочка. - Отдайте ее мне!
        - Давай другую взамен, - решился Крылов. - Тебе же нетрудно смотаться в Японию, верно? Купишь нэцкэ двести лет назад, привезешь в Москву, отдашь мне… ты чего?
        Девочка тихо ревела, вытирая слезы грязной ладошкой. Машина начала опасно раскачиваться.
        - Эй, ты равновесие-то держи! - в панике выкрикнул Крылов. - На, утрись… - Он протянул девочке чистый носовой платок. - Зачем тебе моя нэцкэ? Ты же вон какие чудеса творишь!
        - И вовсе… она не ваша… - сквозь слезы пробормотала девочка. - Ее мой папа из кости вырезал…
        Как гласит народная мудрость, женщина не права до тех пор, пока не заплачет. К маленьким девочкам это правило тоже относится - Крылов почувствовал себя смущенным.
        - Не моя… я за нее деньги платил… - огрызнулся он. - Слушай, ты настоящие чудеса творишь - так чего ко мне привязалась? Могла бы украсть или отобрать свою нэцкэ, и все дела…
        - Не могу! - с обидой выкрикнула девочка. - В том-то и дело!
        Из путаных объяснений Валерий понял, что всем путешественникам во времени делают специальную инъекцию, резко меняющую характер. После этого укола никто из путешественников не способен убить, ограбить или еще как-то обидеть своих отсталых предков. Разве что в целях самообороны…
        - Вот если вы меня ударите или покуситесь… - с надеждой пробормотала девочка.
        - Ха! - возмутился Крылов. - Ты за кого меня держишь? Не собираюсь я тебя ударять, а уж тем более покушаться!
        - Жалко, - вздохнула девочка. - А то я взяла бы нэцкэ с вашего бесчувственного тела…
        Как ни странно, но такая откровенность успокоила Валерия.
        - Зачем тебе именно эта нэцкэ, девочка? - спросил он. Достал сигарету, подобрал с пола одну из китайских зажигалок, закурил. - Чего ты ко мне привязалась?
        Девочка принялась рассказывать.
        Оказалось, что в прошлое она отправилась вместе с отцом - в Англию восемнадцатого века на рождественские каникулы. Но в Англии папа заскучал и отправился в Японию восемнадцатого века. Прошли все положенные сроки, но он из Японии так и не вернулся. Девочка поняла, что с ее папой что-то случилось. Наверное, сломалась машина времени, такое иногда бывает.
        - А спасателей у вас нет? - удивился Крылов.
        - Нет. Во времени каждый путешествует на свой страх и риск, - призналась девочка. - Спасать потерявшихся - это значит создавать временные парадоксы!
        Когда папа потерялся, девочка могла вернуться домой сама. Но ей очень хотелось спасти отца. И она стала думать - чем же папа примется зарабатывать себе на жизнь? Грабить и убивать ему нельзя, обучать местных наукам - тоже. И тогда она сообразила - ведь папа увлекался резьбой по кости. Значит, станет резать нэцкэ. А чтобы его легче было найти - в каждой нэцке станет допускать анахронизм - какую-нибудь деталь, не соответствующую времени. Сообразительная девочка принялась искать такие нэцкэ - и нашла одну. Именно ту, что купил Крылов.
        - Понял! - воскликнул Валерий. - Так это не “Девочка с суси”? Это “Девочка с китайскими зажигалками”?
        - Нет, это не зажигалки, - запротестовала девочка. - Это… у вас и слова-то такого нет. Это маленькие штучки, которые служат для создания… этого слова тоже еще нет. Для создания других больших штук.
        Крылов достал нэцкэ. С сомнением осмотрел ее, спросил:
        - Ну и что? Допустим - это сделал твой папа. Подал сигнал о помощи, так? Ну и отправляйся спасать папочку. Чего тебе еще надо?
        - Нэцкэ! Ее надо засунуть в специальный ящичек в машине времени! - заревела девочка. - И тогда машина времени отправится в то время и место, где нэцкэ вырезали! И я спасу папу.
        - А нэцкэ? - уточнил Крылов, уже догадываясь, каким будет ответ.
        - Распадется на атомы.
        - Других подходящих нэцкэ нет? - спросил Крылов.
        - Да поймите же, их не может быть! Если они бу­дут, значит, я папу не спасла! Значит, он так и прожил в древней Японии всю жизнь!
        - Дела, - вздохнул Крылов.
        Девочка тоже вздохнула. И сурово произнесла:
        - Либо вы мне нэцкэ подарите и я папу спасу. Либо вы пожадничаете. И папа погиб.
        - Девочка, я же на грани разорения, - признался Крылов. - Нет, мне очень жалко твоего папу… и ты отважная девочка…
        Путешественница во времени снова захныкала.
        - Хоть деньги верни! - взмолился Крылов. - Или другую нэцкэ мне дай!
        - Нет у меня денег, - всхлипнула девочка. - И ничего я вам дать не могу. Даже не могу подсказать, на какие числа выигрыш в лотерее выпадет.
        - Запрещено? - понимающе спросил Крылов.
        - Не интересовалась никогда древними лотереями… - призналась девочка.
        Крылов помолчал. Эх, какой был план! Редкое нэцкэ в подарок… дружеский разговор… выгодный кон­тракт… финансовое преуспевание…
        - Иди спасай своего папу, - сказал он и протянул девочке древнеяпонский брелок. - Только вначале опусти машину на место!
        Девочка просияла.
        - Спасибо! Спасибо вам! Я знала, что в среднеарифметический вечер сочельника все люди добреют и случаются настоящие чудеса!
        Она неловко чмокнула Крылова в щеку - и исчезла. Машина вновь стояла у антикварного салона. Только на полу валялись одноразовые зажигалки.
        - Настоящие чудеса, - горько сказал Крылов. - Кому как.
        Все его планы пошли прахом. И все из-за какой-то наглой девчонки и ее глупого отца… Тоже мне туристы! Сами они не местные, машина времени сломалась…
        Он завел машину и, уж и не зная зачем, все-таки поехал к ночному клубу.
        Что же теперь, пытаться наладить отношения со знаменитым скульптором без всяких интересных новогодних подарков? Пустой номер. И все-таки придется попытаться…
        Крылов уже припарковал машину на стоянке, когда с заднего сиденья раздалось деликатное покашливание.
        - Опять? - воскликнул он в панике и обернулся.
        В машине теперь появились двое - та самая девочка, одетая в темно-желтое платье и алую шелковую накидку, и худощавый мужчина в узких черных штанах и черно-белом жилете с широкими плечами.
        - Красивое у меня кадзами? - воскликнула девочка.
        - Спасибо вам, Валерий-сан, - строго глянув на девочку, сказал мужчина. - Вы спасли меня ценой больших жизненных, неудобств… Домо аригато годзаимас!
        - Да ладно… чего уж там… - смутился Крылов. - Праздник как-никак…
        - Мы должны отправляться назад, в будущее, - сказал мужчина. - Но я не мог не поблагодарить вас. Примите этот скромный подарок, Валерий-сан! Я резал эту нэцкэ для очень важного чиновника, но вам преподнесу куда с большей радостью!
        Крылов едва успел взять из его рук крошечную скульптуру - девочка и мужчина склонили головы и исчезли. На этот раз, похоже, навсегда.
        - Надо же… - прошептал Крылов, разглядывая нэцкэ. - Надо же… спасен… что-что???
        Нэцкэ изображала, похоже, самого скульптора - высокого и худощавого мужчину в японских одеждах. Но в руках мужчина держал пивную бутылку!
        - Анахронизм… - прошептал Крылов. - “Мужчина с пивом”… Да как же я ее подарю?
        Он безнадежно рассмеялся. Чудеса… праздник… раз уж делаешь добрые дела - так не рассчитывай на благодарность!
        Хотя…
        Крылов еще раз внимательно оглядел нэцкэ.
        Назвали же ту девочку с не пойми чем “девочкой с суси”!
        Главное - вовремя дать правильное название. А там уж человек увидит то, что ему пообещали! С работами московского скульптора-монументалиста это тоже случается сплошь и рядом!
        - Мужчина с пестиком… - произнес Крылов. - Нет. Лучше - “Алхимик с пестиком”! Работа неизвестного мастера…
        С нэцкэ в руках он выбрался из машины.
        Все должно получиться.
        В этот вечер все люди добреют!

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к