Библиотека / Фантастика / Русские Авторы / ЛМНОПР / Плонский Александр / Рассказы : " Воскресни Из Мертвых " - читать онлайн

Сохранить .
Воскресни из мертвых ! Александр Филиппович Плонский
        #
        Плонский Александр
        Воскресни из мертвых !
        Александр Филиппович ПЛОНСКИЙ
        ВОСКРЕСНИ ИЗ МЕРТВЫХ!
        Фантастический рассказ
        - Как вам это удалось? - спросил Леверрье восхищенно. - Вы превзошли самого себя: Витрувий и Ле Корбюзье словно живые.
        - Они и есть живые, - ответил Милютин.
        - Не понимаю... Конечно, человек в конце жизни может передать самосознание компьютеру, слиться с ним в общность и тем самым обрести бессмертие. Не биологическое, нет! Так сказать, бессмертие души...
        - Скажу по секрету, Луи, - понизил голос Милютин, - вы отстали от жизни. Белок - трудный материал для синтеза, да и элементная база не из лучших. Но за миллион лет мы к ней привыкли. И вот научились-таки ее синтезировать. Так что и биологическое бессмертие...
        - Кажется, я уже ничему не удивлюсь, - сказал Леверрье. - И все же это бессмертие для живущих. Витрувий и Ле Корбюзье...
        - Давно умерли, хотите вы сказать?
        - Да, умерли. И говорить приходится об их воскрешении из мертвых. А это похоже на мистику. Я же не верю ни в библейские легенды, ни в сказки о живой воде!
        - Зачем так категорично? Вовсе не обязательно верить. Более того, ни во что нельзя верить слепо. Но допускать возможность самого маловероятного события, лишь бы его вероятность не равнялась нулю, необходимо.
        - Значит, все-таки воскрешение из мертвых... Рассказывайте! потребовал Леверрье.
        - Началось с одной из тех фантазий, которые принято называть беспочвенными. Впрочем, осуществимость любой фантазии может в считанные минуты подтвердить или опровергнуть компьютер.
        - Так вы оставляете за собой фантазию, а все остальное передаете компьютеру?
        - Совершенно верно.
        - Но почему не пойти до конца, ведь компьютер тоже способен фантазировать, я имею в виду хотя бы последовательный перебор всевозможных вариантов по критерию...
        - Лярбе? - подхватил Милютин. - А вы не так просты, Луи. Отдать фантазию компьютеру. Тогда мне стало бы скучно! К тому же... Хотите парадокс? Именно неограниченность фантазии компьютера мешает ему фантазировать. Он не может остановиться. Чтобы удовлетворить критерию Лярбе, нужно выполнить условие... Помните формулу? В нашем случае стокс под знаком гамбриуса эллиптического в числителе правой части неизбежно стремится к бесконечности. Что это значит?
        - Вероятно, что время перебора фантазий также устремляется в бесконечность, - предположил Леверрье не слишком уверенно.
        - Вот именно! - обрадовался Милютин. - Таким образом, условие не выполняется и, заметьте, при любом реальном быстродействии компьютера.
        - А если ввести ограничения?
        - Кто их сформулирует?
        - Хотя бы сам компьютер.
        - К счастью, на Земле существует человеко-машинное общество, а не машинно-человеческое, - жестко сказал Милютин. - Порядок слов играет здесь решающую роль.
        - Значит, сформулировать ограничения должен человек?
        - Как раз этим я и занимаюсь. Минус моего мозга - ограниченность фантазии. Минус компьютера - ее неограниченность. Минус на минус, как всегда, дает плюс.
        - Игра слов, - вырвалось у Леверрье.
        - Возможно, вы и правы. Но ведь теория игр по-прежнему важнейший раздел математики.
        - Ох, Милютин, с вами бесполезно спорить - уходите в сторону. Расскажите лучше толком, как вам удалось воскресить Витрувия и Ле Корбюзье?
        - Вы будете разочарованы, Луи. Все очень просто. Конечно, я давно подумывал о реконструкции личности. Даже подкидывал кое-что компьютеру... Но не получалось, пока я не вспомнил Герасимова...
        - Постойте... Это кинорежиссер или живописец?
        - Нет, я имел в виду антрополога Герасимова, разработавшего метод восстановления лица по черепу. Ему удалось создать очень точные скульптурные портреты многих исторических деятелей - Ивана Грозного, Тимура, Улугбека... И вот я задумался: творческая личность оставляет после себя книги, статьи, мемуары. Добавим воспоминания современников, документы. Нельзя ли, приняв все это за исходные данные, восстановить саму личность? Словом, я пошел по стопам Герасимова, о результатах же судите сами.
        - А насколько верна подобная... реконструкция?
        - Работы Герасимова также воспринимали с недоверием. Но контрольные тесты дали отличную сходимость!
        - Послушайте, Милютин, правота Герасимова еще не означает...
        - Моей правоты? Верно. Поэтому я тоже провел контрольный тест.
        - На ком?
        - На себе.
        - Как? - вскрикнул Леверрье. - Вы решились восстановить... нет, продублировать собственную личность? И где же этот... человек?
        - Перед вами.
        - А тот... первый... настоящий? Ох, простите, что я говорю...
        - Видите ли, два Милютина - слишком много. Мы бы мешали друг другу, занимаясь одним и тем же, и рано или поздно стали бы врагами. Таковы индивидуалисты...
        - И кто же из вас принял решение?
        - Да уж, конечно, не я, а Милютин-1. Впрочем, какая разница! Сейчас мне кажется, что его вовсе не существовало. Был и остаюсь - я.
        - Вы отчаянный человек, Милютин...
        - И бог, и дьявол в совмещенной проекции, как вы однажды отозвались обо мне? Ну, полно, я не обижаюсь... Да, мне было страшно. По-настоящему страшно, а я ведь не трус, вы знаете. И все же... Вот в давние времена исследователи не останавливались перед тем, чтобы привить себе чуму - это, вероятно, пострашнее!
        Леверрье овладел собой.
        - А достаточно ли информации, чтобы реконструировать личность человека, жившего в отдаленном прошлом? Допустим, с Ле Корбюзье все ясно. Он оставил огромное и разнообразное наследие. О нем много написано, да и вся его жизнь была на виду. А Витрувий? Даже его портрет не сохранился!
        - В старину графологи по почерку определяли характер человека. Потом это сочли шарлатанством, и зря. Оказывается, между строками, пусть даже печатными, прячется Монблан информации. Стилистические особенности, строй мышления, даже частота повторения той или иной буквы многое говорит о человеке. Вспомните хрестоматийный пример. В течение столетий спорили о том, создал ли Гомер "Илиаду" и "Одиссею" или только скомпоновал фольклорные материалы. Разрешить спор смог лишь компьютер: скрупулезно проанализировав текст, он установил, что оба произведения от начала до конца принадлежат одному и тому же автору.
        - Но этого недостаточно...
        - Сегодня мы знаем о Гомере почти все, хотя источник информации прежний - "Илиада" и "Одиссея".
        Леверрье продолжал упорствовать.
        - Значит, компьютер многое домысливает?
        - Безусловно, - согласился Милютин, - но с высокой степенью вероятности, не ниже
0,995. Все, что менее вероятно, в расчет не принимается.
        - Вот видите, - торжествующе сказал Леверрье. - Значит, некоторые аспекты личности утрачиваются: вероятность, скажем, 0,8 достаточно велика. Допустим, событие произошло, а вы его игнорируете.
        - Но сам человек тоже не все знает и не все помнит о себе. В шестьдесят лет он не тот, что в двадцать...
        - А завтра не тот, что вчера?
        - Да, каждый из нас лишь моделирует свою личность. Поэтому, для успокоения, можете считать не только Витрувия, Ле Корбюзье и Милютина, но и себя - всего лишь моделями.
        - Это уж слишком... - начал было Леверрье и вдруг нахмурился. Сейчас вы, наверное, скажете: "Машинное время дорого, пора выключать..."
        - Э, нет! - рассмеялся Милютин. - Витрувий и Ле Корбюзье возвращены человечеству. Навсегда.

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к