Сохранить .

Акт Кирилл Владимирович Станюкович
        Приразведочном восхождении на вершину Калак-Таш на Северном Памире,происходит несчастный случай. Группа альпинистов отправляется на место трагедии...
        Кирилл Станюкович
        Акт
        РАССКАЗ
        1958 года августа 28 дня, мы, нижеподписавшиеся: Азаринов - перворазрядник, Оломенский - мастер спорта, Потапов - перворазрядник, Гдамм - второразрядник и Амберг - перворазрядник и Олстяков - третьеразрядник, по распоряжению начальника нашей группы мастера спорта Стинова, составили настоящий акт, чтобы свидетельствовать о нижеследующем:
        22 августа сего года в 14 часов, мы, нижеподписавшиеся, прибыли во временный альпинистский лагерь, организованный в долине Кукуй-бель-су на высоте 3760 метров (Северный Памир), для восхождения на вершину Калак-Таш (6820м). В момент нашего прибытия в лагере находился начальник нашей группы мастер спорта Стинов и рабочий Аштамбеков. Когда мы прибыли в лагерь, который, как выяснилось, был снабжен всем необходимым для восхождения на Калак-Таш, то оказалось, что накануне по распоряжению начальника группы, мастера спорта Стинова для разведки дороги на вершину была отправлена двойка, состоящая из незнакомых нам ленинградских альпинистов мастера спорта Ромова и второразрядника Олега Аспопова. Как сообщил нам начальник группы Стинов, перед этой двойкой он поставил задачу: в течение двух дней разведывать дорогу. Контрольный срок сегодня в 20 часов. Как сообщили нам Стинов и Аштамбеков, вчера в сильный 30-кратный бинокль они следили за подъемом двойки. Они видели, как двойка миновала морены, как она вышла на склон и затем добралась до гребня. Гребень, по которому шла двойка, как это хорошо видно из лагеря,
весь покрыт снегом, он очень крут. Справа (южный склон) и почти отвесный слева (северный склон). На гребне имеется ряд жандармов[1 - Жандармы - скальные выступы на гребне.] средней трудности и вдоль всего гребня идет снеговой флаг, нависающий в левую (северную) сторону. А другого пути к вершине, кроме этого гребня, насколько об этом можно судить, из лагеря нет.
        Как нам сообщил все тот же Стинов, они следили за Ромовым и Аспоповым вплоть до того, как те зашли за второй жандарм, после этого видимость из-за снегопада с ветром прекратилась. Сегодня по тем же причинам гребень из лагеря не просматривался. В этот же день, 22 августа около 19 часов вечера к лагерю подошел незнакомый альпинист. Начальник группы Стинов издалека узнал в нем мастера спорта Ромова и выразил удивление, что он один. Мы упоминаем об этом потому, что ни Ромова, ни Аспопова до этого не встречали.
        Ромов сообщил начальнику группы и всем нам, что он совместно с Аспоповым к вечеру вчерашнего дня достиг по гребню четвертого жандарма и там, вследствие плохих погодных условий и потери видимости, они заночевали. Что сегодня с утра они продолжали движение дальше вверх, но что при форсировании пятого жандарма Аспопов оступился и сорвался в пропасть. Страхующая веревка, которой он был привязан к скользкому крюку оборвалась, и Аспопов разбился.
        Ромов сообщил также, что скальный крюк с обрывком веревки оставлен нетронутым на пятом жандарме. По распоряжению начальника группы Стинова и под его руководством наша группа в составе семи человек (Азаринов, Гдамм, Потапов, Оломенский, Амберг, Олстяков и Стинов) 23-го с утра вышли на поиски погибшего Аспопова. Ромов сопровождать нашу группу и участвовать в поисках отказался, мотивируя свой отказ сильным нервным потрясением, которое он перенес. При начале подъема на гребень из-за неосторожности Олстякова на мастера спорта Стинова скатился крупный скальный обломок, который сильно помял ему руку и ногу. Из-за этого Стинов был вынужден остаться в лагере. Так как в этот день должны были прибыть в лагерь еще двое неизвестных нам ленинградских альпинистов с рациями, то Стинов, оставаясь там, обещал усилить нашу группу, выслав к нам альпиниста-радиста (если эти товарищи не прибудут слишком поздно). Из-за плохой погоды и рыхлого снега в этот день, т.е. 23-го мы дошли только до четвертого жандарма, возле которого и решили заночевать. Мы разбили лагерь на самом гребне над жандармом и, поев, забрались в
палатки, каковых было три, все двухместные. Палатки были поставлены на расстоянии 5 - 8 метров друг от друга.
        Около десяти часов вечера, т.е. 22-х часов, когда уже было темно, и мы все лежали в спальных мешках, мы услыхали шаги и были очень удивлены, что альпинист-радист решился догонять нас ночью. Когда он подошел к палаткам, между нами и им произошел следующий разговор, который мы воспроизводим буквально. Азаринов спросил:
        - Вы что, с ума сошли ночью ходить?
        Пришедший ответил:
        - Сейчас не так уж темно, луна. - Это было правильно: светила луна, и было достаточно светло.
        - Есть хотите? - спросил Азаринов.
        - Нет, спасибо, - отвечал пришедший.
        - Вы что, один?
        - Один.
        - Почему?
        - Да больше идти некому.
        - Рацию принесли?
        - Нет, - отвечал он, - я не затем пришел, я, ребята, пришел собственно для того, чтобы сказать, что искать нужно не у пятого жандарма, где вбит крюк, а у шестого. Я для этого специально пришел.
        Тогда Азаринов, который замещал Стинова, расстегнул вход в палатку, и пришедший сел у входа в головах Азаринова и Амберга и опять повторил, что искать нужно не у пятого, а у шестого. В это время Амберг закурил. Причем, когда он зажег спичку, то и сам Амберг и Азаринов увидели, что альпинист-радист был в обычном для всей нашей группы штурмовом костюме, что он сильно небрит, что у него большая ссадина и кровоподтек на левой скуле, а правая рука, которая была без перчатки, перевязана бинтом.
        - Так вот, ребята, - повторил он в третий раз, - не пятый, а шестой и меня не ждите, идите с утра сами, я, может, с утра уйду пораньше сделать небольшую разведку, так не ждите, когда я вернусь.
        Азаринов и Амберг, а также Потапов и Гдамм, лежавшие в соседней палатке, несколько раз настоятельно приглашали пришедшего ночевать с ними в палатке, говоря, что прекрасно поместятся втроем. Но он отказался, сказав, что не любит тесноты и что ночь тиха, и он лучше устроится без палатки.
        После этого мы все заснули.
        Утром, когда мы встали, оказалось, что этот седьмой альпинист-радист (ведь нас до его прихода было шестеро) уже ушел.
        Мы свернули лагерь и пошли по гребню вверх. На пятом жандарме мы действительно нашли вбитый крюк с обрывком веревки примерно около метра длины, конец веревки был не то перетерт, не то оборван. Под пятым жандармом была пропасть с таким крутым обрывом и такой глубиной, что искать в ней кого-либо было совершенно невозможно, вернее, бесполезно. Чтобы производить здесь поиски, нужно было иметь минимум 300 - 400 метров троса. Как мы ни всматривались, рассчитывая найти какие-либо следы падения Аспопова, не увидели ничего. Тогда мы пошли к шестому жандарму и в двадцати метрах ниже гребня увидели с северной стороны снеговой карниз. На этом карнизе был сугроб странной формы, напоминающий распростертую фигуру человека.
        На этот карниз мы на веревке спустили Потапова, так как он легче других, и Потапов немедленно отрыл из-под снега труп Аспопова. Труп лежал на спине, его правая рука, чуть согнутая в локте, была вся обмотана веревкой, той самой, которой он был связан с Ромовым. Причем у Аспопова на руке была намотана решительно вся веревка с которой он был связан с Ромовым, вплоть до узла, который был завязан на Ромове. И вот что важно - конец веревки, оказался не оборванным, а обрезанным. Конец, обрезанный конец веревки, Аспопов держал зажатым в руке, как бы показывая и после смерти, как и от чего он погиб. Видимо, в последние минуты жизни, надеясь на какое-то правосудие, он намотал всю веревку на руку и зажал отрезанный конец в руке, как бы свидетельствуя, что его предали.
        Странно было еще то, что Аспопов был очень небрит, что у него была сбита левая скула, а правая рука была без перчатки и забинтована.
        Мы не знаем, кто был тот седьмой альпинист, приходивший к нам в ночь с 23 на 24 августа. Стинов категорически утверждает, и это подтверждает Аштамбеков, что никого он к нам не посылал и никто к нам из лагеря не ходил. Нас удивляет и даже мучит то, что по многим приметам он, седьмой, тот, кто приходил, странным образом походит на погибшего Аспопова, у него также была сбита скула, перевязана рука и т.д. Нас также удивляет, почему мы не нашли его следов ни вверх, ни вниз, погода была тихая и замести следы не могло. Но то, что кто-то седьмой приходил к нам, это несомненно. Двое из нас - Азаринов и Амберг видели его и говорили с ним, а слышали этот разговор все шестеро, и все мы шестеро слышали одно и то же.
        Как бы там ни было, для всех нас ясно, что гибель Аспопова произошла по вине Ромова, который, видимо, когда Аспопов сорвался с жандарма, испугался, что его утянет в пропасть, и перерезал соединявшую их веревку.
        Таким образом, мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт в том, что, выяснив причину гибели Олега Аспопова, считаем: в ней виноват Ромов, который должен нести за это полную ответственность. Кроме этого, мы в результате всех событий не можем продолжать восхождение на вершину Калак-таш, поэтому снимаем лагерь и выезжаем с Памира.
        Если комитет по физкультуре и спорту считает наш отказ продолжать восхождение недостаточно мотивированным, то пусть он удержит с нас все средства, истраченные на организацию восхождения, но мы, сейчас, продолжать восхождение не в состоянии.
        Ю. Альберг, перворазрядник
        Ю. Азаринов, перворазрядник
        Ю. Оломенский, мастер спорта
        Р. Потапов, перворазрядник
        В. Гдамм, второразрядник
        ---
        ЖУРНАЛ «ПАМИР» (ДУШАНБЕ), 1982Г. №5, СТР. 94 - 96.
        notes
        Примечания
        Жандармы - скальные выступы на гребне.

Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к